+7(499)-938-48-12 Москва
+7(812)-425-63-82 Санкт-Петербург
8(800)-350-73-64 Горячая линия

Приложения к акту налоговой проверки

Содержание

Налоговая инспекция вправе не предоставлять компаниям приложения к акту проверки

Приложения к акту налоговой проверки

Множество компаний, пытавшихся оспорить результаты выездной проверки, столкнулись с одной и той же проблемой: им не удалось получить копии материалов – приложений к акту ревизии, даже когда понадобилось подготовить возражения по результатам проверки (см., например, Решение ВАС РФ от 9 апреля 2009 г.

N ВАС-2199/09; Определение ВАС РФ от 30 июля 2009 г. N ВАС-9405/09; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2009 г. N 09АП-25343/2009-АК по делу N А40-78591/08-142-379; Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 июня 2008 г.; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2008 г.

N 17АП-5491/2008-АК по делу N А50-4478/2008). Во всех случаях инспекторы направляли фирмам только сам акт, но без приложений.

Предприниматели пытались пожаловаться на бездействие налоговиков, заявлять о нарушении принципа открытости при проведении налогового контроля, указывать, что отсутствующие документы отражены в акте проверки не полностью и не дословно и что акт не воспроизводит их письменное оформление и порядок составления.

Однако чиновники ссылались на ими самими установленное правило, что все приложения к акту проверки являются документами исключительно для служебного пользования. Именно это правило, изложенное в п. 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ (далее – Требования), и стало предметом рассмотрения для высших арбитров.

Точки несоприкосновения

Итак, представители компании “Трансмил” обратились в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о признании незаконным п. 1.15 Требований. Предприниматели настаивали, что данное правило противоречит нескольким более “сильным” нормативным актам.

Во-первых, оно, по мнению бизнесменов, не соответствует Налоговому кодексу, так как, если следовать этому документу, у предприятий есть право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, а также возможность представлять инспекторам соответствующие пояснения (пп. 7 и 15 п. 1 ст. 21 НК).

Кроме того, компании могут представлять чиновникам письменные возражения по указанному акту (п. 6 ст. 100 НК). Но чтобы осуществить эти права в полной мере, предприятию необходимо иметь копии материалов и всех документов, прилагаемых к акту этой проверки. Однако п. 1.

15 Требований относит все это к документам “для служебного пользования”, поэтому налогоплательщик до рассмотрения материалов выездной налоговой проверки практически лишен возможности исследовать все необходимые бумаги, сведения из которых и должны, по сути, служить основанием для предъявления инспекцией претензий.

Кроме того, без документов весьма затруднительно подготовить мотивированные письменные возражения по акту проведенной инспекторами ревизии. Следует также подчеркнуть, что установленное налоговиками правило, как уже было указано, препятствует ознакомлению бизнесменов с касающейся их информацией, что противоречит п. 2 ст. 3 и ч. 3 ст. 8 Закона от 27 июля 2006 г.

N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации” (далее – Закон об информации).

И наконец, “секретное” правило чиновников идет вразрез с п. 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г.

N 1233 (далее – Положение о порядке обращения со служебной информацией). В соответствии с этим документом к служебной информации относятся несекретные данные о деятельности компании, ограничение на распространение которых диктуется служебной необходимостью. Однако представители общества обратили внимание судей на то, что нужные им материалы содержат сведения, которые непосредственно касаются проверяемого предприятия, и засекречивать их от самой компании по меньшей мере нецелесообразно.

Судебные баталии

Выступая перед высшими арбитрами, представители “Трансмил” еще раз пояснили, что оспариваемое положение Требований, по их мнению, ограничивает право компаний на ознакомление с материалами выездных проверок, прилагаемыми к акту, ущемляя тем самым права предприятий и мешая нормальному ведению бизнеса.

Кроме того, представители фирмы-заявителя указали, что когда запрошенный ими акт проверки все-таки был представлен, то, помимо отсутствия необходимых приложений, при внимательном его прочтении обнаружилось несоответствие содержащихся в нем сведений действительным обстоятельствам.

В результате представителям компании не удалось сразу подготовить полноценные, четко аргументированные возражения со ссылками на конкретные документы, и возникшие разногласия бизнесменам и чиновникам пришлось улаживать в суде (дело N А46-11396/2009 Арбитражного суда Омской области).

Выслушав доводы представителей организации, инспекторы стали объяснять суду свою позицию.

Они указали, что, на их взгляд, спорный пункт Требований не содержит запрета или какого-либо ограничения на ознакомление с материалами выездной проверки, поскольку он касается порядка хранения материалов уже после проведения ревизии.

Что же касается прав фирмы, то их никто не нарушал: ведь налоговое законодательство предоставляет компаниям возможность знакомиться с материалами налоговой проверки, а этого представителям предприятия никто не запрещал.

Нельзя, мол, выдавать на руки налогоплательщику их копии, так как в данном случае речь идет исключительно о документах, остающихся в налоговом органе для обеспечения режима налоговой тайны (ст. 102 НК РФ). А заявителем направлялось в инспекцию письмо с требованием о предоставлении ему копий документов, и отказано было именно в этой просьбе, а не в ознакомлении с материалами конкретной выездной проверки, решение по результатам которой оспаривалось.

Далее чиновники ответили и на вопрос, касающийся присвоения документам статуса “для служебного пользования”. По утверждению налоговиков, эта пометка, о чем говорилось выше, проставляется на материалах проверки и документах с целью обеспечения неразглашения налоговой тайны (ст. 102 НК РФ). Кроме того, инспекторы подчеркнули, что при рассмотрении “проверочных” материалов может быть оглашен лишь акт (п. 4 ст. 101 НК РФ), а уже при необходимости – иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения проинспектированной компании. Отсутствие письменных возражений не лишает предприятие права давать свои объяснения и на стадии рассмотрения материалов. Так что и по данному пункту никакого ущемления прав налогоплательщика не было.

Приходите и читайте

Таким образом, налоговики парировали все претензии фирмы “Трансмил”. И, как сочли высшие арбитры, сделали это довольно убедительно. Поэтому судьи отказали компании-заявителю и правило, изложенное в п. 1.15 Требований, было признано соответствующим законодательству.

Служители Фемиды подтвердили, что отказ налоговиков в предоставлении копий документов и приложений к акту проверки – вполне законный шаг и он не противоречит ни налоговому законодательству, ни Закону об информации, ни Положению об обращении со служебной информацией.

Данные документы используются при составлении акта выездной налоговой проверки, отражаются в нем, но прилагаются только к акту проверки, который остается в налоговом органе, и являются документами для служебного пользования.

Причем судьи подчеркнули, что отнесение тех или иных сведений к категории “служебных” в данном случае относится к компетенции самих налоговиков и только они решают, что поместить “под гриф”.
Что же касается непредставленных бумаг, то зафиксированную в них информацию вполне можно получить из самого акта, в котором отражены все указанные документы.

А на неполноту данных или на то, что представителям фирмы неудобно готовиться к оспариванию своего мнения “на коленке” в налоговой, а не на рабочем месте с документами и правовыми базами, грешить тоже бесполезно. Ведь закон не содержит ни требования полно и дословно воспроизводить в тексте акта содержание, а также письменное оформление и порядок составления документов, ни требования предоставлять данные бумаги в виде приложений к акту проверки.

Примечание. Налоговый кодекс не содержит норм, обязывающих чиновников предоставлять налогоплательщику материалы проверки, в том числе в качестве приложения к акту налоговой проверки, равно как не содержит и прямых указаний на объем и порядок ознакомления представителей предприятий с материалами проверки.

Поэтому ничего противозаконного в действиях (а точнее – в бездействии) налоговиков нет, и правило о документах, относящихся к категории “для служебного пользования”, не нарушает интересов предпринимателей и является вполне правомерным (Решение ВАС РФ от 28 мая 2010 г. N ВАС-4281/10).

Примечание. Фотосъемка не запрещена? “Конечно, данное Решение осложняет бизнесменам жизнь, – отмечает налоговый адвокат Сергей Воронин.

– В связи с рассмотренной позицией судей и инспекторов возникает вопрос: а можно ли при ознакомлении с материалами самостоятельно изготавливать их копии, в частности фотокопии? В принципе, запрета на копирование документов выездной налоговой проверки в нормативных правовых актах не установлено.

Однако это не означает, что налоговики не могут отказать в этой просьбе представителю предприятия. Ведь в силу ст.

33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами и реализовывать свои права и обязанности в пределах собственной компетенции (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 февраля 2010 г. по делу N А05-10066/2009).

В сущности, представители предприятия в письме об ознакомлении с материалами проверки могут попросить инспекторов разрешить изготовить фотокопии необходимых документов. Но если налоговики откажут, то у компании, увы, не будет оснований для оспаривания такого решения”.

Налоговые проверки, Выездная проверка

Источник: http://www.pnalog.ru/material/nalogovaya-predostavlenie-prilozhenie-akt-proverki

Анализ и образец акта выездной налоговой проверки

Приложения к акту налоговой проверки

Акт составляется в течении 2-х месяцев после проведения выездной проверки. Это итоговый документ, в котором налоговая инспекция:

  • излагает факты, которые стали ей известны в результате проверки;
  • указывает, какие нарушения налогового законодательства она выявила;
  • и, самое главное, какую сумму инспекция требует доплатить.

Формально, акт составляется в любом случае — и если инспектора выявили нарушения и если они их не выявили. Напомним, что 99,2% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислениями, так что будем исходить из худшего — что нарушения найдены. Тем более, в статье про предпроверочный анализ мы писали, что инспекция выходит на выездную проверку, уже почти всё зная.

Остановимся на содержании акта выездной проверки подробнее.

Чем регламентировано содержание акта?

Есть два основных документа, в которых указывается, что и как пишется в акте налоговой проверки:

  • Налоговый кодекс (ст.100);
  • Приложение № 24 к приказу ФНС от 8 мая 2015 года №ММВ-7-2/189@. Приложение называется «Требования к составлению акта налоговой проверки».

Бланк самого акта — это предыдущее приложение к тому же самому приказу, то есть приложение № 23. Бланк акта — это всего 5 страниц в Ворде. 

Акт налоговой проверки поделён на три части:

  • вводную;
  • описательную;
  • итоговую.

Мы дополним этот список, указав, что к акту прикладываются приложения, которые подтверждают выводы инспекции, сделанные в акте.

Пройдёмся подробнее по содержанию акта.

Вводная часть акта выездной налоговой проверки (пп 1-1.6)

Здесь всё достаточно просто. В описательной части указываются:

  • Номер акта;
  • Дата составления акта;
  • Полное и сокращённое наименование организации, в отношении которой проводилась выездная налоговая проверка;
  • Основание для проверки (решение руководителя или его зама о проведении выездной проверки. При этом должно быть указано, какую налоговую инспекцию возглавляет лицо, вынесшее решение о проверки и реквизиты этого решения);
  • Перечень документов, которые представила компания-налогоплательщик (наименования, реквизиты, другие индивидуализирующие признаки);
  • Уплата каких налогов проверялась;
  • Какие периоды проверялись;
  • Дата начала проверки;
  • Дата окончания проверки;
  • Какие мероприятия были проведены (например, допросы свидетелей, осмотр, выемка, экспертиза и т. д.).

Описательная часть акта выездной проверки (п.2). Какие нарушения допустил налогоплательщик

В описательной части акта указывается, как налогоплательщик нарушил налоговое законодательство. Конечно, если нарушений нет, то это также указывается, но ФНС находит нарушения в 99,2% проверок.

Итак, в описательной части излагаются:

  • вид нарушения законодательства о налогах и сборах и способ совершения этого нарушения, а также налоговый период, в который оно было допущено.

Зачастую доначисления основаны на претензиях проверяющих в получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды: от работы с недобросовестными контрагентами или, как их еще называют, фирмами-однодневками, от незаконного дробления бизнеса и т.д.;

  • ссылки на документы, которыми подтверждаются нарушения;
  • ссылки на заключения экспертов, если проводились экспертизы;
  • расчеты, какие суммы налогов компания утаила;
  • квалификация совершенного нарушения.

Итоговая часть (п. 3-3.4). Так сколько взыскать с компании?

Итоговая часть акта выездной проверки подытоживает работу инспекторов, проводивших выездную проверку. Это самая драматичная часть, в которой указывается:

  • состав налогового правонарушения;
  • наименование налога или сбора, который должен быть уплачен;
  • сумма недоимки, а также пени;
  • срок, когда налог или сбор должны были быть уплачены.

Есть тут и данные об инспекторах, которые проводили проверку: их ФИО и должности. А также подписи представителя компании, в отношении которой проводилась проверка, указание приложений, подпись должностного лица налогового органа и т.д.

Приложения к акту выездной проверки

ФНС должна доказать, что изложенные в акте выводы правдивы. Для этого инспектора проводят расчеты расхождений между заявленным налогом и суммой налога, которую налогоплательщик должен был заплатить по мнению инспекции, расчеты пени и т.д. Эти документы оформляются приложением к акту.

https://www.youtube.com/watch?v=qmEasXjiiR4

Могут быть и другие приложения, например:

  • протокол допросов свидетелей;
  • копии документов, которые доказывают нарушения, например, экспертизы;
  • письменные ответы контрагентов налогоплательщика, банков и т.д.

Сроки составления акта выездной налоговой проверки

Налогоплательщик получает акт или его копию не сразу после окончания проверки.

По окончании выездной проверки составляется не акт, а справка. Это одностраничный документ, который фиксирует окончание мероприятий налогового контроля. Справкой налоговая инспекция говорит «мы закончили с проверкой, мы уходим писать акт».

После составления справки налоговая инспекция уходит на 2 месяца для анализа собранной информации и выводов из неё. Результатом этой работы и является акт.

Таким образом, налогоплательщик получает акт не сразу после окончания выездной проверки, а через 2 месяца.

Несколько фактов об акте, которые вы должны знать

  1. Акт составляется после окончания выездной (камеральной) проверки.
  2. Акт (копия) должен быть вручен под расписку или иным способом.

    Суды пришли к выводу, что основным способом вручения является вручение под расписку, а иным способом копию акта можно вручать, если представитель проверяемого лица уклоняется от получения акта.

  3. Инспекция не вправе в одностороннем порядке вносить изменения в акт проверки, но по согласованию с проверяемым налогоплательщиком она может это сделать. Как правило, исправляются технические ошибки и расчеты.

Выводы

Акт налоговой проверки – это документ, в котором инспекция отражает всю важную информацию, найденную во время проверки.

Акт составляется в любом случае — и при нахождении нарушений и при их отсутствии.

Налогоплательщик получает акт не сразу после проверки, а через 2 месяца после составления справки об окончании выездной налоговой проверки.

Основной способ вручения акта — под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, он может быть направлен по почте.

В акт могут быть внесены изменения, но только по согласованию с налогоплательщиком.

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать новости о налогах. Без спама! Одно или, максимум, два письма в неделю по теме налоговой безопасности.

Источник: https://nalog-advocat.ru/akt-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Акт выездной налоговой проверки: подборка вопросов

Приложения к акту налоговой проверки

Время прочтения:

Последняя стадия налоговой проверки — оформление ее результатов в документальном виде.

Выездной фискальный контроль считается завершенным в день, когда по его итогам налоговики составляют справку. Эта справка вручается плательщику налога. Далее на ее основе инспекторы обязаны подготовить акт о нарушениях, если таковые им удалось обнаружить в ходе выездной ревизии.

В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?

Фискалы должны подготовить акт выездной налоговой проверки в течение 2 месяцев, после того как составят справку. Такой срок предусмотрен п. 1 ст. 100 НК. Отсчет указанного периода начинается со следующего дня после той даты, когда налоговики оформили справку по итогам контроля.

Конец 2-месячного срока выпадает на день, датированный тем же числом, когда была подготовлена фискальная справка.

Пример: налоговики закончили проверку 31 мая 2018 г. Следовательно, акт должен быть составлен в срок с 1 июня по 31 июля 2018 г. включительно.

Если окончание периода выпадает на месяц, который не имеет соответствующего числа, то он истекает в последний день месяца. В тех случаях, когда конец срока, в течение которого должен быть оформлен акт выездной налоговой проверки, приходится на праздничные или выходные дни, то датой завершения 2 месяцев будет считаться первый, следующими за ними, рабочий день.

Когда оформляется акт выездной налоговой проверки?

Если фискалы провели ревизионные мероприятия на вашем предприятии, то ими в обязательном порядке оформляется акт, независимо от итогов. Этот пункт касается всех видов выездных процедур.

В случае неправильного исчисления или уплаты налогов либо несоблюдения других требований закона с вашей стороны, в акте выездной налоговой проверки перечисляются все незаконные действия, допущенные хозяйствующим субъектом, и указания на аннулирование их негативных последствий и приведение дел в порядок.

В каком порядке должен быть подготовлен и составлен акт проверки?

Свод необходимых требований, в соответствии с которыми проходит оформление акта выездной налоговой проверки, содержится в ст. 100 НК РФ. В окончательном варианте этот документ обязан содержать 3 части: вводную, описательную и заключительную.

В первой (вводной) части перечисляется следующее:

  • День подготовки, под которым подразумевается дата подписания документа инспекторами, проводившими проверку.
  • Наименование и местонахождение плательщика налога, подвергнутого ревизии;
  • Реквизиты фискального решения о производстве проверочных мероприятий.
  • Перечень документации, представленной плательщиком налога, на обозрение и изучение специалистам.
  • Список налога (налогов) и других платежей в казну, которые проверялись при выезде, и исследуемых периодов.
  • Даты, в которые были начаты и закончены ревизионные действия.
  • Перечень контрольных мероприятий, проведенных на объекте.

Во второй (описательной) части указывается следующее:

  • При отсутствии недостатков в вашей работе делается соответствующая отметка об этом.
  • При наличии нарушений инспекторы полностью излагают их в документе и приводят в подтверждение своих выводов веские факты и доказательства.

Если есть какие-то обстоятельства, которые смягчают (отягощают) вашу вину, то о них тоже упоминается в акте.

Третья (заключительная) часть включает в себя:

  • Выводы инспекторов о том, что ваши действия нарушают те или иные конкретные статьи НК РФ.
  • Предложения и рекомендации по ликвидации недостатков в документации и работе.
  • Сведения о налоговиках, непосредственно участвовавших в ревизии.

Акт оформляется в бумажном или электронном виде, без ошибок, подчисток и исправлений. В первом варианте все приложения к акту выездной налоговой проверки подлежат нумерации и прошивке.

Что нужно учесть при получении акта проверки?

После оформления результатов налоговой проверки в виде акта инспекторы обязаны вручить его копию проверяемому лицу (п/п. 9 п. 1 ст. 21 НК). На эту процедуру по закону дается 5 дней, отсчет которых ведется с даты составления документа.

Ознакомление плательщика налога с актом следует организовать под расписку. Личное вручение — это основной способ реализации вышеуказанной нормы НК. Если такое невозможно устроить (субъект всеми силами избегает встречи с инспекторами, дает ложные адреса, контакты и т. д.), то ставится соответствующая отметка в акте об этом.

Другой альтернативный способ ознакомления проверяемого лица с документом — заказная почтовая связь. Если используется этот канал доставки корреспонденции, свидетельством ознакомления налогоплательщика с актом считается соответствующий почтовый квиток.

Фискалы обязаны, помимо копии акта, вручить вам и все материалы к нему, которые содержат доказательства обнаруженных недостатков в работе. Это справедливо, поскольку основываясь именно на этих документальных притязаниях вы будете готовить письменные возражения к акту.

Если свою обязанность налоговики не выполнили и налогоплательщик не смог всесторонне ознакомиться с предъявленными в его адрес претензиями, и, соответственно, полноценно подготовиться к отстаиванию своих интересов при рассмотрении дела, то это считается существенным нарушением его прав. Сей факт служит веской причиной для отмены налоговых решений.

Какие недостатки в акте проверки могут привести к отмене итогового решения?

На практике распространенными основаниями отмены решений по результатам выездной налоговой проверки являются следующие факты:

  • Указание неправильных ссылок на документы. Часто инспекторы второпях делают элементарные ошибки и акт выездной налоговой проверки составляется с нарушениями, которые приводят к отмене решений. Известны случаи, когда фискалы выявляли, что отдельные счет-фактуры содержат неточности и не предоставляли по ним вычеты. Но в самом акте были ссылки не на неверные документы, а на совершенно другие. В таких ситуациях, несмотря, что нарушение со стороны плательщика налога имело место, но оформление результатов выездной налоговой проверки проведено халатно, суды отменяют решения. При этом последние справедливо делают выводы, что неправильные ссылки делают невозможным установление факта налогового нарушения.
  • Отсутствие ссылок на доказательства. Инспекторы, выявив ошибку налогоплательщика, зачастую не указывают на документ, доказывающий факт нарушения. Нередки случаи, когда налоговики указывали в акте наименования предприятий, даты предоставления услуг на безвозмездной основе, и производили доначисление налогов, не упомянув о реквизитах первичной документации (договоров). При таких ошибках суды отменяют решения, говоря о том, что акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен по форме приказа ФНС за № ММВ-7-2/189, где ссылки на доказательную базу являются неотъемлемой частью акта.
  •  Отсутствие указания на проверяемые налоги и периоды. Некоторые специалисты, при оформлении акта забывают прописывать эти обязательные пункты. Суды в таких ситуациях однозначно идут навстречу налогоплательщикам и отменяют решения на всю начисленную сумму сборов. Дело в том, что количество фискальных проверок законом строго ограничено.

Поэтому все контрольные процедуры в отношении хозяйствующих субъектов необходимо подробно и четко прописывать, чтобы не допустить множественности проверок.

Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Если результат налоговой проверки вас не устраивает и есть веские законные основания противостоять натиску фискалов, то законом дается 1 месяц на то, чтобы подготовить письменные возражения к акту (п. 6 ст. 100 НК). Отсчет срока начинается со следующего дня, после получения документа.

Опровергнуть можно как весь документ в целом, так и его отдельные части. До того, как истечет отведенный срок, решение по вашему делу не будет приниматься.

Если вы составили письменные возражения, подкрепив их серьезными доказательствами, ссылками на статьи законов, свидетельствующими в вашу пользу, позаботьтесь об их своевременной доставке в налоговый орган.

Особенно это важно в том случае, если вы не предполагаете личного участия в рассмотрении дела.

Помните, что отсутствие на момент принятия решения в фискальном органе возражений налогоплательщика не препятствует рассмотрению дела.

Акт налоговой проверки – пример подготовки возражений

Налогоплательщик, при составлении возражений, обязательно указывает ссылки на конкретные нормы НК, писем Минфина и ФНС. Если местный фискальный орган ранее направлял в ваш адрес разъяснения, то следует упомянуть и их в документе.

Если известны налоговые споры, аналогичные вашему, которые благополучно разрешились в суде, то стоит привести их в качестве примера. Ознакомиться подробнее с конкретными делами можно на сайте арбитражных органов. Излагайте доводы последовательно, обстоятельно, лаконично, отдельно по каждому пункту налоговых претензий.

Типовой формы возражений не существует, поэтому рекомендуется включить в них следующее:

  • наименование и местоположение вашего предприятия;
  • день подготовки документа;
  • суть возражений в развернутом виде;
  • выводы фискалов, с которыми вы не согласны;
  • список документации, служащей доказательственной базой;
  • сведения о подписантах.

Возражения составляются в двух экземплярах, один передается в фискальный орган, на втором ставится входящий штамп канцелярии. Если документы направляются почтовой связью, то ваша задача заключается в своевременной доставке корреспонденции адресату.

Источник: персональный блог налогового адвоката Павла Тылика

Источник: https://mag-m.com/biznes/akt-vyiezdnoj-nalogovoj-proverki-podborka-voprosov.html

Акт выездной налоговой проверки: подборка вопросов

Приложения к акту налоговой проверки

Последняя стадия налоговой проверки — оформление ее результатов в документальном виде.

Выездной фискальный контроль считается завершенным в день, когда по его итогам налоговики составляют справку. Эта справка вручается плательщику налога. Далее на ее основе инспекторы обязаны подготовить акт о нарушениях, если таковые им удалось обнаружить в ходе выездной ревизии.

В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?

Фискалы должны подготовить акт выездной налоговой проверки в течение 2 месяцев, после того как составят справку. Такой срок предусмотрен п. 1 ст. 100 НК. Отсчет указанного периода начинается со следующего дня после той даты, когда налоговики оформили справку по итогам контроля.

Конец 2-месячного срока выпадает на день, датированный тем же числом, когда была подготовлена фискальная справка.

Пример: налоговики закончили проверку 31 мая 2018 г. Следовательно, акт должен быть составлен в срок с 1 июня по 31 июля 2018 г. включительно.

Если окончание периода выпадает на месяц, который не имеет соответствующего числа, то он истекает в последний день месяца. В тех случаях, когда конец срока, в течение которого должен быть оформлен акт выездной налоговой проверки, приходится на праздничные или выходные дни, то датой завершения 2 месяцев будет считаться первый, следующими за ними, рабочий день.

Когда оформляется акт выездной налоговой проверки?

Если фискалы провели ревизионные мероприятия на вашем предприятии, то ими в обязательном порядке оформляется акт, независимо от итогов. Этот пункт касается всех видов выездных процедур.

В случае неправильного исчисления или уплаты налогов либо несоблюдения других требований закона с вашей стороны, в акте выездной налоговой проверки перечисляются все незаконные действия, допущенные хозяйствующим субъектом, и указания на аннулирование их негативных последствий и приведение дел в порядок.

В каком порядке должен быть подготовлен и составлен акт проверки?

Свод необходимых требований, в соответствии с которыми проходит оформление акта выездной налоговой проверки, содержится в ст. 100 НК РФ. В окончательном варианте этот документ обязан содержать 3 части: вводную, описательную и заключительную.

В первой (вводной) части перечисляется следующее:

  • День подготовки, под которым подразумевается дата подписания документа инспекторами, проводившими проверку.
  • Наименование и местонахождение плательщика налога, подвергнутого ревизии;
  • Реквизиты фискального решения о производстве проверочных мероприятий.
  • Перечень документации, представленной плательщиком налога, на обозрение и изучение специалистам.
  • Список налога (налогов) и других платежей в казну, которые проверялись при выезде, и исследуемых периодов.
  • Даты, в которые были начаты и закончены ревизионные действия.
  • Перечень контрольных мероприятий, проведенных на объекте.

Во второй (описательной) части указывается следующее:

  • При отсутствии недостатков в вашей работе делается соответствующая отметка об этом.
  • При наличии нарушений инспекторы полностью излагают их в документе и приводят в подтверждение своих выводов веские факты и доказательства.

Если есть какие-то обстоятельства, которые смягчают (отягощают) вашу вину, то о них тоже упоминается в акте.

Третья (заключительная) часть включает в себя:

  • Выводы инспекторов о том, что ваши действия нарушают те или иные конкретные статьи НК РФ.
  • Предложения и рекомендации по ликвидации недостатков в документации и работе.
  • Сведения о налоговиках, непосредственно участвовавших в ревизии.

Акт оформляется в бумажном или электронном виде, без ошибок, подчисток и исправлений. В первом варианте все приложения к акту выездной налоговой проверки подлежат нумерации и прошивке.

Что нужно учесть при получении акта проверки?

После оформления результатов налоговой проверки в виде акта инспекторы обязаны вручить его копию проверяемому лицу (п/п. 9 п. 1 ст. 21 НК). На эту процедуру по закону дается 5 дней, отсчет которых ведется с даты составления документа.

Ознакомление плательщика налога с актом следует организовать под расписку. Личное вручение — это основной способ реализации вышеуказанной нормы НК. Если такое невозможно устроить (субъект всеми силами избегает встречи с инспекторами, дает ложные адреса, контакты и т. д.), то ставится соответствующая отметка в акте об этом.

Другой альтернативный способ ознакомления проверяемого лица с документом — заказная почтовая связь. Если используется этот канал доставки корреспонденции, свидетельством ознакомления налогоплательщика с актом считается соответствующий почтовый квиток.

Фискалы обязаны, помимо копии акта, вручить вам и все материалы к нему, которые содержат доказательства обнаруженных недостатков в работе. Это справедливо, поскольку основываясь именно на этих документальных притязаниях вы будете готовить письменные возражения к акту.

Если свою обязанность налоговики не выполнили и налогоплательщик не смог всесторонне ознакомиться с предъявленными в его адрес претензиями, и, соответственно, полноценно подготовиться к отстаиванию своих интересов при рассмотрении дела, то это считается существенным нарушением его прав. Сей факт служит веской причиной для отмены налоговых решений.

Какие недостатки в акте проверки могут привести к отмене итогового решения?

На практике распространенными основаниями отмены решений по результатам выездной налоговой проверки являются следующие факты:

  • Указание неправильных ссылок на документы. Часто инспекторы второпях делают элементарные ошибки и акт выездной налоговой проверки составляется с нарушениями, которые приводят к отмене решений. Известны случаи, когда фискалы выявляли, что отдельные счет-фактуры содержат неточности и не предоставляли по ним вычеты. Но в самом акте были ссылки не на неверные документы, а на совершенно другие. В таких ситуациях, несмотря, что нарушение со стороны плательщика налога имело место, но оформление результатов выездной налоговой проверки проведено халатно, суды отменяют решения. При этом последние справедливо делают выводы, что неправильные ссылки делают невозможным установление факта налогового нарушения.
  • Отсутствие ссылок на доказательства. Инспекторы, выявив ошибку налогоплательщика, зачастую не указывают на документ, доказывающий факт нарушения. Нередки случаи, когда налоговики указывали в акте наименования предприятий, даты предоставления услуг на безвозмездной основе, и производили доначисление налогов, не упомянув о реквизитах первичной документации (договоров). При таких ошибках суды отменяют решения, говоря о том, что акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен по форме приказа ФНС за № ММВ-7-2/189, где ссылки на доказательную базу являются неотъемлемой частью акта.
  •  Отсутствие указания на проверяемые налоги и периоды. Некоторые специалисты, при оформлении акта забывают прописывать эти обязательные пункты. Суды в таких ситуациях однозначно идут навстречу налогоплательщикам и отменяют решения на всю начисленную сумму сборов. Дело в том, что количество фискальных проверок законом строго ограничено.

Поэтому все контрольные процедуры в отношении хозяйствующих субъектов необходимо подробно и четко прописывать, чтобы не допустить множественности проверок.

Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Если результат налоговой проверки вас не устраивает и есть веские законные основания противостоять натиску фискалов, то законом дается 1 месяц на то, чтобы подготовить письменные возражения к акту (п. 6 ст. 100 НК). Отсчет срока начинается со следующего дня, после получения документа.

Опровергнуть можно как весь документ в целом, так и его отдельные части. До того, как истечет отведенный срок, решение по вашему делу не будет приниматься.

Если вы составили письменные возражения, подкрепив их серьезными доказательствами, ссылками на статьи законов, свидетельствующими в вашу пользу, позаботьтесь об их своевременной доставке в налоговый орган.

Особенно это важно в том случае, если вы не предполагаете личного участия в рассмотрении дела.

Помните, что отсутствие на момент принятия решения в фискальном органе возражений налогоплательщика не препятствует рассмотрению дела.

Акт налоговой проверки – пример подготовки возражений

Налогоплательщик, при составлении возражений, обязательно указывает ссылки на конкретные нормы НК, писем Минфина и ФНС. Если местный фискальный орган ранее направлял в ваш адрес разъяснения, то следует упомянуть и их в документе.

Если известны налоговые споры, аналогичные вашему, которые благополучно разрешились в суде, то стоит привести их в качестве примера. Ознакомиться подробнее с конкретными делами можно на сайте арбитражных органов. Излагайте доводы последовательно, обстоятельно, лаконично, отдельно по каждому пункту налоговых претензий.

Типовой формы возражений не существует, поэтому рекомендуется включить в них следующее:

  • наименование и местоположение вашего предприятия;
  • день подготовки документа;
  • суть возражений в развернутом виде;
  • выводы фискалов, с которыми вы не согласны;
  • список документации, служащей доказательственной базой;
  • сведения о подписантах.

Возражения составляются в двух экземплярах, один передается в фискальный орган, на втором ставится входящий штамп канцелярии. Если документы направляются почтовой связью, то ваша задача заключается в своевременной доставке корреспонденции адресату.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/akt-vyezdnoj-nalogovoj-proverki-podborka-voprosov/

Сроки и порядок оформления результатов налоговых проверок | Отчётсдан

Приложения к акту налоговой проверки
С.В.Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по результатам камеральной проверки. Срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с экспертом.

Какой документ составляется по окончании налоговой проверки?

В последний день выездной налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ).

В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления, продления проверки.

Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Итак, с составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается. Справка вручается налогоплательщику.

Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте. По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.

В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?

Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).

Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.

Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке?

Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.

2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика.

Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).

Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом.

Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности независимо от того, привело это или не привело к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).

Каковы сроки составления акта по итогам камеральной проверки?

Акт камеральной налоговой проверки составляется в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Каким образом акт передается налогоплательщику?

Акт по итогам камеральной и выездной проверки вручается налогоплательщику под расписку в течение 5 дней с даты подписания или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком.

Акт составляется после окончания проверки, то есть когда проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика.

Поэтому вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только посредством вызова налогоплательщика в налоговый орган для получения акта.

Если по каким-то причинам налогоплательщик уклоняется от  получения акт, это отражается в  акте, и он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения считается шестой день с даты отправки этого акта.  Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.

Одновременно с актом вручаются соответствующие приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иные материалы при их наличии.

Источник: http://otchetsdan.ru/stati/protsedura-oformleniya-rezultatov-nalogovyh-proverok/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.