+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Режим труда и отдыха водителей

Содержание

Режим труда и отдыха водителей: правила и положения на 2019 год

Режим труда и отдыха водителей

График работы составляется на месяц и включает рабочие дни с учётом начала и завершения смены, время на перерыв для обеда и отдыха, выходные дни и специальные перерывы для определённых категорий водителей. Учёт рабочего времени может быть ежедневным или суммированным.

Ежедневный учёт

Пределы, которыми определяется длительность рабочего дня, регулирует приказ Минтранса 15. Ежедневный учёт предполагает работу водителя согласно традиционной 40-часовой неделе. При 5 рабочих днях длительность смены не должна превышать 8 часов.

При 6 рабочих днях, длительность смены не должна превышать 7 часов. Эти 7 часов включают не только конкретно время пребывания за рулём, но также время, которое водитель тратит на выполнение других рабочих обязанностей.

Подробнее данные нюансы будут рассмотрены в разделе «Рабочее время водителя».

Суммированный учёт

При суммированном учёте допускаются расхождения в длительности рабочего дня. Смены могут быть длинными и не соответствовать нормативам, но если посчитать количество рабочих часов за месяц, они должны укладываться в нормы.

Схема подсчёта в данном случае более сложная, и учитывать рабочие часы можно как за месяц, так и за сезон в определённых случаях. Речь идёт о ситуациях, когда установленную еженедельную или ежедневную норму выполнить не удаётся.

Сезонная продолжительность учётного периода до 6 месяцев допускается, если составляется режим труда и отдыха водителей автобуса, если они перевозят пассажиров и работают в курортной местности. Также это водители, деятельность которых связана с сезонными работами.

При введении работодателем суммированного учёта, мнение представительного органа сотрудников обязательно должно учитываться, а продолжительность рабочего времени за весь период также должна соответствовать норме по количеству рабочих часов. Ограничения в данном случае всё равно есть. Это максимальная длительность рабочего дня, не превышающая 10 часов и определённые исключения, когда рабочий день может достигать 12 часов.

К исключениям относятся следующие виды занятости:

  • перевозки на аварийно-спасательных, пожарных и инкассаторских транспортных средствах;
  • перевозки на легковых служебных авто при обслуживании руководителей, органов местного самоуправления и государственной власти;
  • внутрикарьерные, внутризаводские и внутриобъектные технологические перевозки, при которых транспортное средство не выходит на дороги общего пользования и улицы города;
  • перевозки при работе с аварийными службами и коммунальными службами, учреждениями здравоохранения, службами почтовой, телефонной и телеграфной связи;
  • водители пригородных и городских маршрутных автобусов;
  • междугородные перевозки.

Поскольку и суммированный, и ежедневный учёт должны включать рабочее время водителя и его время на отдых (все виды перерывов), следует более детально ознакомиться и с этими составляющими.

Рабочее время водителя

Общий объём рабочего времени состоит не только из периода, когда водитель находится за рулём ТС, но также из следующих временных периодов.

  1. Управление машиной.
  2. Подготовительные работы перед началом смены и перед её завершением, особенно, если составляется режим труда и отдыха водителя международника.
  3. Перерывы на отдых, специально установленные работодателем в конечном пункте и в процессе передвижения.
  4. Простой, причина которого не заключается в вине водителя.
  5. Вынужденный простой во время разгрузки или погрузки товаров.
  6. Вынужденный простой на участках со специализированными автомобилями.
  7. Период прохождения медосмотра перед выходом на смену или перед выездом на рейс, а также после завершения смены. Дорога туда и обратно обязательно учитывается, если до места прохождения медосмотра необходимо добираться.
  8. Период управления ТС во время дальнего рейса, когда водителя сменяет напарник.
  9. Время, которое водитель затрачивает на организацию охраны ТС и перевозимого груза на промежуточных станциях или стоянках. Речь идёт о междугородних перевозках.
  10. Время, которое водитель тратит на устранение поломок обслуживаемого транспортного средства в период рабочей смены.

Помните, что намерение работодателя заставить сотрудника делать перерыв за счёт времени на обед, не является законным. Также стоит обратить внимание на время, которое уходит на охрану перевозимого груза. Засчитывается это время не в полной мере, но 30% должно засчитываться обязательно.

Также засчитывается и время пребывания водителя на рабочем месте, во время которого он не управляет машиной. Такие часы засчитываются минимум в количестве 50%.

Ранее уже упоминался тот факт, что положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей регулирует любые периоды, связанные с рабочими обязанностями сотрудника. Отдельно стоит поговорить о времени, которое водитель тратит конкретно на управление автомобилем. В течение смены этот период не должен превышать 9 часов.

Если речь идёт о перевозке пассажиров по горной местности в габаритном транспорте длиной, превышающей 9,5 метра, максимальный период управление ТС сокращается до 8 часов. Данное правило также учитывается, когда составляется режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей, транспортирующих крупногабаритные, длинномерные или тяжеловесные грузы.

Увеличение времени управления транспортным средством допускается в следующих случаях.

  1. Суммированный учёт времени допускается при управлении пригородными или городскими автобусами.
  2. Увеличение смены до 10 часов допускается не чаще двух раз в неделю при использовании суммированного учёта рабочего времени. За 2 недели длительность управления автомобилем не должна превышать 90 часов.

Можно сделать вывод о том, что водители пригородных, городских и грузовых транспортных средств отличаются самыми загруженными рабочими днями. При этом верхний предел в плане времени управления ТС устанавливается не всегда. Длительность управления автобусом может достигать 11 часов при смене длительностью в 12 часов.

Режим отдыха

Законный отдых, в свою очередь, представлен такими составляющими, как обеденный перерыв, перерыв на питание, еженедельные выходные и специальные перерывы для водителей междугородников. Индивидуальные нормативы действуют относительно каждого из перечисленных видов перерывов.

Отдых и принятие пищи

Длительность полноценного приёма пищи, в зависимости от длительности смены, колеблется в пределах 30 — 120 минут. Если рабочий день превышает 8 часов, обеденный перерыв может составлять 2 часа.

Перерыв между сменами

Если учёт времени происходит по стандартной схеме, длительность отдыха между сменами может быть в два раза больше, чем длительность смены. Время на обед также входит во время, отведённое на ежедневный отдых.

Например, при длительности рабочей смены с 8 до 17 и часе обеденного перерыва, между сменами водитель должен отдыхать 15 часов минимум. При семи часовом рабочем дне длительность отдыха может сократиться до 13 часов.

Исключения в данном случае также имеются:

  1. Если речь идёт о пригородных или городских перевозках, время на отдых между сменами сокращается до 9 часов. При этом отдых в 2 суток положен водителю после окончания второй смены.
  2. При междугородних перевозках время на отдых между сменами составляет до 11 часов, при этом сокращать время на отдых до 9 часов допустимо только три раза в неделю. Если такое происходит, в конце рабочей недели предоставляется дополнительный отдых до конца следующей недели. Длительность такого отдыха должна приравниваться к количеству потерянных часов в течение рабочей недели.
  3. Разбитый отдых между сменами допускается в отдельных случаях. Деление происходит так, чтобы одна часть приравнивалась 8 часам, а общее время не было менее 12 часов.

Непрерывный еженедельный отдых

Данный вид отдыха представлен еженедельными выходными, длительность которых должна составлять минимум 42 часа. В отдых между сменами выходные при расчёте не включаются. Если речь идёт о стандартной рабочей неделе, общее количество часов на непрерывный отдых должно составлять 57 часов. При суммированном графике работы допускается назначение выходных в разные дни.

Специальные перерывы

Специальные перерывы предназначены водителям междугородникам, и их длительность составляет 15 минут. Через 4 часа после непрерывного управления транспортным средством должен быть первый такой перерыв, а каждые последующие 2 часа назначаются следующие перерывы длительностью в 15 минут. Специальный перерыв не предоставляется, если его время совпадает с перерывом на обед.

Ненормированный рабочий день

Отдельно стоит поговорить о ненормированном рабочем дне, для которого законодательство также предусматривает свои нормативы. К сотрудникам, рабочий день которых не нормирован, относятся водители транспортных средств, которые задействованы в изыскательских партиях и экспедициях в следующих сферах:

  • изыскательные и топографо-геодезические работы в полевых условиях;
  • геологоразведочные работы.

Дни непрерывного отдыха предоставляются на общих основаниях, а на нормальную продолжительность рабочей недели ориентируются при установке продолжительности и количества рабочих смен.

Продолжительность ненормированного рабочего дня может быть любой, но в неделю водитель должен работать не более 40 часов.

Использование тахографа позволяет контролировать режим работы водителя путём установки данного устройства на транспортное средство. Происходит регистрация маршрута движения машины и её скорости с учётом трудового графика сотрудника, который транспортным средством управляет. Установка тахографа является обязательной для следующих видов транспорта:

  • грузовые авто с максимальной массой в 3,5 тонны;
  • любые автомобили массой свыше 5 тонн;
  • автомобили весом менее 5 тонн, рассчитанные на 8 пассажиров;
  • все ТС, используемые для коммерческих перевозок.

Тахографы без криптозащиты, установленные до марта 2014 года, в 2019 году использовать нельзя.

Штрафные санкции

Согласно положению о времени на работу и отдых, отсутствие тахографа ведёт за собой наложение штрафных санкций в размере 1 — 3 тыс. руб. для граждан и водителя и 5 — 10 тыс. для должностного лица или предпринимателя (читайте больше о штрафе за отсутствие тахографа).

Обязательно оговаривайте с работодателем заранее все нюансы и сомнительные вопросы перед приёмом на работу, чтобы избежать штрафов и иметь возможность работать в максимально комфортных и безопасных условиях как для себя, так и для пассажиров.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(10 4,60 из 5)
Загрузка…

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

Источник: https://motorsguide.ru/pravo/rezhim-truda-i-otdyha-voditelej

Водители: режим труда и отдыха

Режим труда и отдыха водителей

Уточненные данные по организации режима труда и отдыха водителей приведены в приказе Минтранса от 03.05.2018 № 17. Обновления затронули правила суммированного учета рабочих часов водителей. Вот основные положения законодательства по этому вопросу:

  • недельная продолжительность пребывания за рулем автомобиля не может быть больше 56 часов;
  • подсчет недельной выработки начинается с 00:00 в понедельник и заканчивается в 24:00 в воскресенье;
  • ограничение по общему количеству часов, проведенных за рулем на протяжении двух недель подряд, установлено нормами труда и отдыха водителей (максимальный уровень этого показателя равен 90 часам);
  • обеспечение перерывов на отдых – совместное обязательство работодателя и шофера;
  • с 5 июня 2018 года вводятся новые нормативы по рабочим перерывам и периодичности отдыха, так как в положение о режиме труда и отдыха водителей внесены пункты, предусматривающие 15-ти минутные перерывы с максимальной длительностью рабочего времени подряд в 4 часа;
  • за отсутствие тахографа и нарушение распорядка дня водителей контролирующими органами выписывается штраф.

Как вести учет рабочего времени

При составлении графиков для персонала, чья работа связана с управлением транспортными средствами, необходимо учитывать нормы Положения о труде и отдыхе водителей. Этот правовой акт утвержден Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15.

Обязанность по разработке индивидуальных рабочих графиков на каждый месяц возложена на работодателей. Причем сведения о распределении нагрузки должны быть доведены до шоферов под роспись. В плане расписывается количество рабочих и выходных смен, их продолжительность а также указываются интервалы для отдыха и приема пищи.

Учет рабочего времени может вестись по одной из двух систем:

  • понедельная схема при соблюдении законодательных ограничений по ежедневной отработке в часах;
  • суммированный вариант учета, который позволяет чередовать периоды максимальных и минимальных нагрузок.

Учет рабочего времени будет достоверным при условии, что в этот интервал включается не только время пребывания сотрудника за рулем. Нарушение порядка труда и отдыха водителей возможно, если забыть включить в продолжительность рабочего времени следующие интервалы:

  • перерывы в пути или в пунктах назначения;
  • предрейсовые и послерейсовые медосмотры;
  • периоды погрузочно-разгрузочных работ;
  • простои, которые вызваны независящими от водителя причинами;
  • ремонт в полевых условиях;
  • время, потраченное на обеспечение безопасности грузов на стоянках, в качестве рабочих часов для режима труда и отдыха водителя международника;
  • если в рейсе участвует сразу несколько водителей, факт присутствия шофера на его рабочем месте (независимо от того, кто находится за рулем) обязывает работодателя табелировать эти часы в качестве рабочих.

При ежедневном учете режим работы и отдыха водителей по тахографу должен соответствовать стандартным нормативам выработки – 40 часов каждую неделю. Если применяется методика суммированного учета, то переработки и недоработки определяются по итогам каждого месяца.

Недельная выработка может быть значительно выше или ниже нормы, но при закрытии месяца общее рабочее время оказывается в пределах законодательного стандарта.

Не будет считаться нарушением режима труда и отдыха водителя, ситуация с установлением полугодового расчетного интервала, если он работает в курортной местности.

Учет отработки водителей автобусов и грузовиков

Применительно к водителям автобусов, осуществляющим регулярные рейсовые маршруты, законодателями разрешено выделять из общих временных затрат периоды отдыха. Длительность каждого перерыва не должна быть дольше 3 часов подряд. Эти часы могут не включаться в состав рабочего времени. Дополнительно можно устанавливать часы для питания.

Особенности формирования режима труда и отдыха водителей грузовых автомобилей в том, что в отдельных ситуациях допускается превышение максимальных ограничений по длительности управления транспортным средством.

Это может быть обусловлено необходимостью доехать до места отдыха. В категорию исключений попадают и работники, которые заняты на международных перевозках или трудятся вахтовым методом.

Не соответствовать стандартным требованиям законодательства могут и графики водителей пожарного или аварийно-спасательного транспорта.

Перерывы на отдых

Специальные 15-ти минутные перерывы в течение рабочего дня положены всем водителям. Таков действующий с 5 июня 2018 года порядок отдыха водителя. Норма отдыха предусматривает наличие в течение месяца нескольких типов перерывов:

  • для приема пищи – предоставляются ежедневно;
  • между сменами (ежедневно);
  • еженедельные выходные.

Отметим, что на обед суммарно выделяется не менее получаса и не более 2 часов. Между сменами время отдыха должно быть в 2 раза дольше, чем трудовой день. Для обеспечения этой возможности может быть создана на предприятии комната отдыха для водителей. Продолжительность выходных в течение каждой недели – не менее 42 часов подряд.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://blogkadrovika.ru/voditeli-rezhim-truda-i-otdyxa/

Как соблюдать режим труда и отдыха, подружиться с тахографом и не нарваться на штраф (дальнобойщик в Европе)

Режим труда и отдыха водителей

29 июня 2018 Категория: Интересные новости.

Правила союблюдения режима труда и отдыха дальнобойщиков, какими бы абсурдными они не казались русскому человеку, были написаны кровью.

Ниже для вас – конспект по видео о том, как разобраться в рабочих часах, соблюсти все формальности и не нарваться на штрафы от контролирующих европейских органов.

 Зачем вообще все это нужно 

Товарищи, которые  умудряются ездить по двум чип-картам, мутить что-то с тахографом и вообще всячески жульничать, то есть те, что сознательно соглашается на переработку – потенциальные убийцы.

Другая сторона – компании, которые заставляют водителей нарушать режим труда и отдыха под угрозой невыплаты им зарплат. В таким компаниях ни один адекватный человек, уважающий себя, работать не будет.

Итог такой переработки печален. Здоровье, на восстановление которого уйдут все заработанные (а то и больше) средства, тюрьма или трагедия. И такие случаи бывали, когда дальнобойщиков приговаривали к нескольким месяцам ареста за манипуляции с тахографом. В лучшем случае, можно отделаться очень крупным штрафом и запретом ездить по дорогам ЕС или конкретной страны.

Тем не менее, в дороге бывает всякое – пробки, задержки, поломки. Как действовать с умом – в нашем материале. 

 Типичные ситуации и как их решить 

Представим, что у вас остается 2 часа рабочего времени и вы уже стоите под огромной разгрузкой на терминале. По независящим от вас обстоятельствам разгрузку начали только через час 40 минут. За 20 минут вас разгрузить физически не смогут. А вам еще нужно забрать документы, выехать с территории предприятия, найти парковку для ночевки.

Уже после того, как отъехали от рампы и забрали CMR, делаете суточную распечатку с тахографа и идите с ней к тому человеку, который отмечал вам CMR.

На распечатке с обратной стороны пишете название предприятия, место его расположения, причину, по которой вам пришлось нарушить, и требуете поставить на нее печать.

Храните такую распечатку, как если бы это была купюра в 500 евро, потому что штраф за отсутствие такой бумажки будет в разы больше.

По возможности, старайтесь компенсировать время. То есть если вы превысили время вождения  или общее рабочее время, скажем, на полчаса, то последующую паузу лучше продлить на час.

ЗАчем? Чтобы при проверке вас контролирующими органами вы не выглядели преступником, а предстали адекватным человеком, которому пришлось действовать так, а не иначе.

 Такая двойная компенсация плюс распечатка с печатью предприятия будет лучшим объяснением вашей адеватности и порядочности. 

Другая банальная ситуация: отсутствие свободных мест  на паркингах. В зависимости от страны и времени суток, эта проблема будет бить по нервам в течение каждого рабочего дня.

Даже начиная поиск свободного паркинга за полчаса до окончания рабочего рвмени, не факт что вы его найдете.

Ночевать вдоль дорог нельзя! Поэтому специально предназначенные место придется искать в любом случае, но уже с нарушением.

Нашли место, сделали распечатку, написали артикул с описанием места и ситуации и можно спать спокойно. Только не злоупотребляйте такими лазейками. Местные контролирующие органы отлично знают и разбюираются в такой ситуации. Так, поздним утром и в обед все паркинги почти пустые, и вы уже не сможете сказать что не было свободного места. Думайте головой.

 Режим труда 

Не важно, как хорошо вы знаете правила, если не умеете их применять на практике.

Перед началом движения, а вернее, перед тем как зафиксировать в тахографе страну начала работы, берете мобильный телефон и запускаете таймер с отсчетом 15 часов. Это самый важный момент. По истечении этих 15 часов вы должны уже стоять на паркинге. Это называется общее рабочее время.

В него включа.ются все манипуляции за рабочий день – управление машиной, загрузки -разгрузки, паузы и т.д. В течение рабочей недели у вас могут быть три таких рабочих дня. В остальные дни таймер заводите на 13 часов.

Чтобы не путаться, сколько за неделю у вас 15 и 13 часов, делайте запись в блокноте.

Разрешенное время управления – 9 часов за 1 рабочий день. В течение рабочей недели можно 2 раза превышать этот лимит на 1 час. Все помечайте в блокноте.

ВАЖНО: за один присест, без паузы, при любых обстоятельствах, вы можете управлять машиной не  более 4,5 часов. После того, как вы сделали паузу минимум 45 минут, можно ехать еще 4.5 часа. Если требуется взять дополнительный, 10-й час, делаем еще одну паузу 45 минут, и доезжаем этот час. Это основа основ. 

  • Правилом хорошего тона считается езда в режиме 3 часа езды – 45 минут паузы, потом 3 часа езды – 45 мин. паузы, и так пока не наберете максимальное количество часов за один рабочий день.
  • Если берете дополнительный час, это будет 3ч + 45 мин. паузы два раза подряд, плюс финальные 4 часа.

Если по каким то причинам во время движения вам пришлось остановиться, например сбегать в туалет, то не особо спешите. Если ваша пауза будет больше 15 минут но меньше 45, то следующую запланированную паузу вы можете сократить с 45 до 30 минут. Тахограф считает всегда по следующему алгоритму: если вы отстояли 14 минут, он засичтает вам 0 минут паузы.

Если ваш перерыв составил 42 минуты, лучше поделать зарядку 3 минуты, чтобы пауза была полной, и не требовалось еще останавливаться дополнительно на 30 минут.

ВАЖНО: сложно считать время пауз, когда вы делаете много загрузок и выгрузок в одном районе. Рваные паузы, много остановок. Записывайте в блокнот все время движения чтобы складывать его и вместить в установленные пределы.

Рассчитывайте све время правильно. Запомните: пауза в 45 минут = можно ехать без перерыва потом 4,5 часа (не превышая общий дневной лимит вождения).

Так, если вы подъезжаете к крупному городу и видите, что у вас осталось менее 1,5 часов времени управления, лучше остановиться, взять паузу в 45 минут, чтобы таймер в тахографе обнулился. И у вас будет запас времени на прохождения города.

Если вы поедете и попадете в пробку, нарветесь на штраф. А вот если контролирующие органы будут видеть что, подъезжая к горожду, вы сделали паузу и пробка рассасывалась более 4,5 часов, вы для них – уже не преступник, а заложник обстоятеств.

За такое не наказывают.

ВАЖНО: Вставая под загрузку или разгрузку, обязательно вручную устанавливайте в тахографе режим работы, значок «молоточки», т.

к после того, как вы заглушите двигатель, тахограф автоматически станет в режим паузы (значок “кроватка”). Если к вам подъедут контролеры а вы грузитесь, стояна на паузе, будет штраф.

  Так же будет штраф, если во время заправки вашей Scania вы будете стоять на паузе.

За 2 недели разрешено управлять машиной не более 90 часов. За первую неделю, не больше 55. Следовательно, на вторую остается не более 34. После вы обязаны встать на еженедельную паузу. Тахограф также умеет считать эти цифры.

Приехали на паркинг, загрузили в тахометр страну окончания работы, заглушили машину. Смотрим на таймер телефона. Проработали менее 13 часов? Отмечаем в блокноте. Если общее время работы превысило 13 часов хотя бы на 1 минуту, то считается, что это был 15 часовой рабочий день.

 Режим отдыха 

Ежедневный отдых должен быть не менее 11 часов. Разрешается сокращать этот отдых до 9 часов, но не более 3х раз в неделю. Если вы отстояли 9.5 часов, засчитается только 9.

ВАЖНО: Встав на отдых, заводите таймер и, пока он не отсчитает время, с места трогаться не стоит. Так вы будете уверены что паузу отработил полностью. Надо понимать, штрафы за переработку в размы меньше, чем за незаконное сокращение отдыха!

Если возникла ситуация, когда вы вынуждены разрывать паузу, стоит подстраховаться. К примеру, спите вы на стоянке, а в три часа ночи заезжает “негабарит” с конвоем. И ваша машина мешает. Что делать?

Без вопросов встаете отгоняете машину. Делаете распечатку. Пишите на ней время место и что произошло. Можете писать по-русски. Было бы вообще хорошо поставить печать, попросите конвой, например – обычно они не отказывают. Можете даже сделать фото ситуации, которая вынудила вас прервать отдых. 

Учитите, что тахограф перейдет в режим “движение”, как только вы проедете пару метров. Схитрить не получится. И, если  не будет четкого объяснения в распечатке, штрафа не избежать.

Что касается межнедельной паузы, то она составляет 45 часов. И если вы начали свою рабочую неделю в 10 утра понедельника, ваша неделя должна закончиться в это же время, то есть, вы должны стоять на стоянке уже понедельник следующей недели, 10 утра МИНУС 45 часов (отнимайте двое суток, плюс три часа).

ВАЖНО: Если того требует работа, разрешается эту паузу сократить. Но она должна быть не короче 24 часов. И следующая за ней межнедельная пауза должна быть обязательно быть уже полных 45 часов.

И да, если вам пришлось сократить эту паузу, будьте добры компенсировать эти часы. Причем единовременно. То есть, если вы сократили свой отдых на 10 часов (45-10=35 часов отдыха), вам потребуется эти 10 часов приклеить к любой паузе цельным куском.

  • Еще больше полезных идей для дальнобойщиков ищи здесь.
  • Собираться в дорогу удобнее с нашим чек-листом. Он размещен здесь.

 Ищешь качественные запчасти б/у для Scania? Бегом в каталог нашей разборки!

ИСКАТЬ Б/У ЗАПЧАСТИ

Источник: https://inwellauto.ru/interesnye-novosti/80-kak-soblyudat-rezhim-truda-i-otdykha.html

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу 2018

Режим труда и отдыха водителей

Правильная организация труда и отдыха водителя входит в обязанности работодателя и позволяет обеспечивать безопасность жизнь и здоровье пассажиров, а также перевозимых грузов. В статье расскажем, какие изменения, произошедшие в 2018 году, следует учитывать.

Режим труда и отдыха водителей с 2018 года: изменения

В июне 2018 года приказом Минтранса № 170 были утверждены изменения в организацию труда водителей, которые конкретизировали Положение № 15. В п.10 данного документа указано, что продолжительность рабочей смены дальнобойщика может составлять до 12 часов на дальних рейсах.

Но в этом случае работнику нужно предоставить возможность полноценного отдыха, причем не в кабине автомобиля, а в жилом помещении. Ключевое слово здесь – жилое.

Работодатель должен позаботиться о том, чтобы по окончании рабочего дня водитель отдыхал и набирался сил для дальнейшего управления ТС.

Также до 12 часов могут работать водители городских и пригородных маршрутов общественного транспорта. Если же продолжительность рейса составит более 12 часов, нужно выдать путевой лист двум работникам. В этом случае они работают в смену. Пока один управляет машиной, другой – отдыхает, и наоборот.

Приказ № 170 запретил превышение времени управления ТС более 56 часов в неделю. Раньше можно было работать не более 90 часов 2 недели подряд. При этом под «неделей» подразумевается период времени с 00 часов понедельника и до 24.00 часов воскресенья. 

  • Как обеспечить охрану труда водителя

Приказы Минтранса № 15 и № 170 

В этих нормативных актах содержатся указания, регламентирующие организацию труда и отдыха лиц, управляющих ТС. Они являются обязательными для исполнения.

Их нарушение может повлечь за собой привлечение к административной ответственности, а если в ходе аварии или катастрофы работник или пассажиры получат тяжкие или смертельные повреждения здоровья, то и к уголовной ответственности.

При этом в первую очередь к уголовной ответственности будет привлечен руководитель предприятия.

Режим работы водителей по Трудовому кодексу

Общие указания по учету рабочего времени имеются в 91 статье ТК РФ. В 329 статье ТК РФ указано, что особенности организации труда лиц, управляющих ТС, должны быть установлены Министерством транспорта РФ, при этом должно быть учтено мнение профсоюзов России и ассоциации работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положения работников.

Режим труда и отдыха водителей ЕСТР по тахографу 

1 июля 1970 года в Женеве было подписано Европейское соглашение для экипажей, осуществляющих международные перевозки по территории Европейского сообщества. Запрещено управление ТС свыше 9 часов. Только 2 раза в неделю допускается продлить работу до 10 часов.

Если шофер был за рулем 4 с половиной часа, он должен не менее 45 минут отдыхать. Этот перерыв можно заменить тремя пятнадцатиминутными паузами для отдыха, которые можно распределить на весь рабочий день.

Запрещается во время перерыва заниматься любой другой работой, например, ремонтом ТС, подкачкой шин, заполнением путевого листа. Водитель должен или спать, или просто отдыхать.

При этом он может ехать в качестве пассажира, пока машиной управляет его сменщик, или ожидать окончания перерыва. Такой перерыв оплачивается работодателем. 

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей и водителей автобусов 

Работодатель обязан составлять графики работы водителей ежемесячно и знакомить с ними работников. В графиках указывают начало и окончание смены, время перерывов, еженедельные выходные дни. Продолжительность междусменного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. 

График работы водителя дальнобойщика по тахографу 

Некоторые специалисты по охране труда считают, что тахограф служит для учета времени управления ТС. При этом тахограф является всего лишь одним из методов фиксации затрат рабочего времени. Поэтому, если в пути он сломается, водитель будет обязан продолжать свой путь, а отметки о перерывах проставлять вручную, используя для этого оборотную сторону ленты.

Тахографы или карты к ним часто выходят из строя.

Инспектора ГИБДД или УГАДН не имеют право штрафовать водителя или арестовать транспортное средство, если время труда и отдыха фиксируется вручную после поломки.

Другое дело, если тахограф был неисправен до рейса. В этом случае у инспекторов претензии будут уже к лицу, подписавшему путевой лист – к контролеру ТС и ответственному за обеспечение БДД. 

Учет рабочего времени водителя: ежедневный и суммированный 

Есть два метода учета рабочего времени за рулем: ежедневный и суммированный. Если работник трудится в режиме сорокачасового рабочего дня, например, с 9 до 18 часов пять дней в неделю, то применяется ежедневный учет.

Если же продолжительность смены нельзя ограничить 8 часами в день, применяется суммированный учет. Но при этом запрещается превышать норму часов в месяц. Такая норма указана в производственном календаре на каждый день.

Продление смены необходимо согласовать с представительным органом работников.

В рабочее время, помимо периодов непосредственного управления ТС, включают перерывы на отдых и обед в пути и на конечных пунктах, подготовку к выезду и завершающие работы после приезда, предрейсовый и послерейсовый медосмотр, погрузку и разгрузку либо посадку и высадку пассажиров, устранение неисправностей автомобиля, присутствие на рабочем месте в период, когда автомобилем управляет сменщик, время простоев не по вине водителя, другие ситуации, предусмотренные законодательством. 

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Штраф за несоблюдение режима труда и отдыха водителей по тахографу 

Если транспорт работодателя не будет оборудован тахографом, штраф будет установлен по статье 11.23 КоАП РФ для граждан и должностных лиц (руководитель организации, а также аттестованный в УГАДН ответственный за обеспечение БДД).

Оснащать ТС данными средствами фиксации рабочего времени должны все владельцы ТС, независимо от того, в аренде или в собственности находится автомобиль.

Узнайте, как пользоваться тахографом с картой водителя>>>

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103768-19-m1-rejim-truda-i-otdyha-voditeley

Закон о режиме труда и отдыха водителей

Режим труда и отдыха водителей

 Коммерческие организации, чья основная сфера деятельности связана с грузовыми перевозками, должны придерживаться определенных норм и стандартов организации рабочего времени для своих сотрудников.

Все ТС предприятия также должны быть оснащены тахографами, ведущими учет времени труда и отдыха водителей. При этом режим труда и отдыха сотрудников должен согласовываться с положениями приказа №15 Минтранса.

Законодательная база 

Режим труда и отдыха водителей коммерческих предприятий регулируется Трудовым кодексом РФ, приказом Минтранса от 20.08.2004 года №15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» и непосредственно самим положением.

Положение указывает на стандарты формирования рабочего времени и времени отдыха, продолжительность рабочего дня и недели, особенности пользования тахографом.

Согласно законам РФ, продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов. Если деятельность предприятия является специфичной, а условия не могут быть соблюдены, то есть возможность ввести учетный период времени.

Согласно приказу Минтранса, организации, осуществляющие коммерческие грузовые перевозки должны оснащаться тахографами — специальное приспособление для учета времени труда и отдыха.

При игнорировании положений законодательства штраф будет наложен не только на юридическое лицо, но и на водителя и руководителя организации, допустившего нарушение.

15 приказ Минтранса о режиме труда и отдыхе водителей подразумевает соблюдение основных принципов Положения:

  1. При составлении графика должны быть учтены все факторы, включая время на:
    • управление ТС;
    • отдых;
    • подготовку перед отправлением;
    • прохождение медосмотра;
    • простой по вынужденным причинам;
    • ремонт ТС;
    • охрану грузов и т.д.
  2. Длительность рабочего дня не должна превышать лимит в 9-10 часов, при возможных переработках максимум 2 раза в неделю.
  3. При непрерывном движении каждые 4 часа водитель должен делать 15-минутный перерыв.
  4. Пятидневная неделя не должна превышать 40 часов, шестидневная – 42 часов.
  5. При осуществлении перевозки грузов на дальние расстояния, в т.ч. за рубеж, допустим 12-часовой график работы.
  6. Отдых в обеденный перерыв должен длиться от 30 минут до 2 часов.
  7. Перерыв между сменами при обычном графике должен быть не менее 16 часов, при суммированном графике – 12 часов. При рейсах на дальние расстояния межсменный перерыв может быть разбит на 2 раза.

График с соблюдением изложенных принципов должен постоянно находится перед глазами водителя. Обычно он составляется 1 раз в месяц. Обязательное условие при составлении режима дня сотрудников – точное ограничение во времени, включая часы на обед, переезд, остановки и т.д.

В связи с изменениями в 2019 году используется две системы учета рабочего дня автомобилистов:

  1. Ежедневный (учет на 1 день) при еженедельной выработке не более 40 часов.
  2. Суммарный (учет общего времени работы) без ограничения еженедельный часов и с расчетом времени труда на месяц или сезон. Система чаще используется для водителей, совершающих международные грузовые рейсы, а также государственные заказы.

Если ТС управляют два человека

Многие предприятия, перевозящие грузы на значительные расстояния, посылают в рейсы двух или даже трех водителей. Благодаря этому транспорт может двигаться практически непрерывно.

При таких перевозках также важно соблюдение некоторых принципов:

  • у водителя должно быть спальное место на период отдыха;
  • максимальный рабочий день обоих (или более) водителей должен составлять не больше 21 часа в сутки, при этом время непосредственного управления авто не должно превышать 18 часов;
  • максимальное время непрерывного движения ТС – 4,5 часа. Даже если второй водитель находится не за рулем, то по факту он может быть на смене. А значит, пересменка невозможна, и перерыв от движения все же потребуется;
  • при передаче смены водители обязаны менять карты тахографа. Движение по одной карте может считаться нарушением графика труда и отдыха.

Как пользоваться тахографом        

Расчет времени трудовой деятельности и отдыха обязательно согласуется с Трудовым кодексом и другими нормативными актами. Для контроля режима используются тахографы, которые устанавливаются на грузовым авто.

Чтобы воспользоваться прибором каждый водитель должен получить личную карту с чипом, с указанием на ней данных о водителе. Стандартная карта действует не более 3 лет, после чего подлежит обязательной замене.

Чтобы воспользоваться тахографом, нужно:

  1. Вставить личную карту в прибор непосредственно перед началом смены. В обычных устройствах карта вставляется электронным чипом вверх.
  2. Ввести пин-код, заданный при активации ключа-карты. Важно быть максимально точным и внимательным. При ошибке ввода карта блокируется, а повторное действие невозможно.
  3. После ввода пин-кода на экран выводится ФИО водителя, который должен выбрать режим работы или отдыха. Если данные не отобразились, то карта вставлена не верно или прибор был поврежден.
  4. При начале движения тахограф автоматически определяет состояние как режим труда и начинает отсчитывать время до отдыха. При каждой заглушке мотора устройство переходит в режим отдыха. Если остановка вынужденная и считается рабочей, то изменить режим можно самостоятельно на цифровом экране. Однако в таком случае ТС должно быть неподвижно.
  5. По окончанию трудовой смены нужно вынуть кату из прибора. Снова воспользоваться картой можно только после истечения межсменного отдыха.

Данные о режиме труда водителей хранятся на тахографе в течение 28 дней, затем информация автоматически удаляется. Для извлечения данных с устройств работодатели используют функцию печати. В стандартных устройствах он находится во главе меню.

Данные могут быть распечатаны как с показаний ТС, так и на конкретного водителя, пользующегося индивидуальной картой.

В первом случае будет предоставлен полный цикл движения ТС, во втором – режим труда и отдыха конкретного сотрудника. Часто работодатели сохраняют обе распечатки для проведения контроля сотрудников.

По стандартам кроме плановых и внеплановых проверок ГИБДД предприятие проводит самостоятельный контроль соблюдения РТО. Подобные мероприятие проводятся раз в 1-2 месяца. Данные, полученные с тахографа, хранятся в архивах в течение года, после чего могут быть уничтожены.  

Ответственность за нарушение норм      

За нарушение норм Приказа №15 Минтруда и Положения предусмотрены следующие санкции:

  1. За управление грузовым автомобилем в коммерческих целях предусмотрены одновременные штрафы в размере:
    • от 1 до 3 тыс. рублей для водителя;
    • от 5 до 10 тыс. рублей для ИП или должностного лица, допустившего инцидент;
    • 15-30 тыс. рублей для юридического лица (кроме ИП).
  1. За несоблюдение норм и стандартов эксплуатации тахографа или игнорирование режима труда и отдыха на физическое лицо (водитель) будет наложен штраф в размере от 1 до 3 тыс. рублей. Предусмотрены следующие возможные нарушения:
    • истек срок действия индивидуальной карты водителя;
    • карта не была вставлена в слот во время движения;
    • использовалась карта другого водителя;
    • РТО не был соблюден.
  1. За несоблюдение норм и стандартов эксплуатации тахографа, а также за нарушение РТО подчиненных, должностные лица будут оштрафованы на сумму от 5 до 10 тыс. рублей в следующих случаях:
    • отсутствие тахографа или использование несертифицированного прибора;
    • использование неисправного или неоткалиброванного устройства;
    • просроченная проверка РТО по тахографу.

Любой из указанных штрафов за отсутствие тахографа или несоблюдение РТО может быть выписан сотрудниками ГИБДД, Роспортребнадзора или Роструда.

Таким образом, трудовой режим и время на отдых водителей коммерческого грузового транспорта должно быть согласовано с трудовым законодательством РФ. Использование тахографов в данном случае обязательно для учета фактического времени РТО.

При любом нарушении закона штраф будет наложен как на организацию, так и на ее руководителя и водителя. Несмотря на это, закон не запрещает перевозку частных грузов личным транспортом без соблюдения упомянутых норм.

Источник: https://autouristpro.ru/15-prikaz-mintransa-o-rezhime-truda-i-otdyha-voditelej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.