+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Выездная налоговая проверка 2017: порядок проведения

Содержание

Выездная налоговая проверка – сроки, порядок проведения

Выездная налоговая проверка 2017: порядок проведения

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

Как реагировать на такие запросы, вы узнаете из рекомендаций, содержащихся в материале «Для выездной проверки ИФНС требует расшифровку строк бухотчетности. Исполнять ли требование?».

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;

Правильно организовать для ИФНС такую процедуру поможет наша статья «Проверяемый должен содействовать налоговикам при инвентаризации».

  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

О них подробно рассказывается в этом материале.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов).

Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения.

С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

О том, какие это мероприятия, вы узнаете из публикации «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Об этом наша статья «Приостановление проверки не продлит срок на подачу истребованных документов».

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении  2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Подробности — в наших материалах:

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.

Об особенностях проверки в рамках подачи уточненки читайте в материале «При подаче уменьшающей уточненки возможна повторная выездная проверка периодов “старше 3 лет”».

  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

Таким образом, выездные налоговые проверки в 2017–2018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vyezdnaya_nalogovaya_proverka/

Порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017-2018 году

Выездная налоговая проверка 2017: порядок проведения

Порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017-2018 году читатель узнает, прочитав статью. Кроме того, расскажем о том, что проверяют при выездных проверках, на каком основании, и каким образом.

Нормативное регулирование и виды налоговых проверок

Налоговый кодекс РФ является основным нормативным актом, регулирующим порядок проведения налоговых проверок. Согласно п. 1 ст. 31 НК РФ проверки проводятся с целью установления, насколько своевременно и точно организация уплачивает налоговые платежи.

Виды проверок закреплены в п. 1 ст. 87 НК РФ. Всего их 2 – выездные и камеральные. Порядок реализации у данных видов проверок абсолютно различен, несмотря на то, что их цель едина.

При камеральной проверке изучается своевременность и полнота уплаты налогов на основании представленной организацией декларации.

Таким образом, предмет проверочных действий достаточно узок, а выходить за пределы налогового периода и налога, отраженного в конкретной декларации налоговый орган не вправе.

В ходе проверки должностные лица по адресу нахождения организации не выезжают, проверочные действия производятся по месту учета налогоплательщика.

Выездные проверки гораздо более объемны, нежели камеральные. Нет ограничений по виду налога, могут проверяться несколько налоговых периодов. Кроме того, сотрудники ФНС вправе выехать на территорию налогоплательщика и осуществлять различные мероприятия, о которых пойдет речь в статье.

Выездная налоговая проверка проводится на основании устного распоряжения, либо письменного решения?

Порядок проведения выездных проверок достаточно полно отражен в Письме ФНС России «О рекомендациях…» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (далее – Рекомендации).

Перед проверкой обязательно составляется программа мероприятий, которой руководствуются должностные лица ФНС. Она отражает полный перечень действий, которые позволят осуществить мониторинг возможных нарушений и собрать достаточное количество доказательств, их подтверждающих.

На основании устного распоряжения выездная проверка проводиться не может — без решения о проведении проверочных мероприятий она будет признана незаконной. Решение в силу п. 1.2 Рекомендаций выносится ФНС по месту учета проверяемой фирмы. Документ обязательно должен подписываться либо руководителем, либо заместителем руководителя ФНС.

Форма решения утверждена в Приложении № 3 к Приказу ФНС России «Об утверждении…» от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

В документе указываются следующие данные:

  1. Название проверяемого юридического лица.
  2. Предмет проверочных действий.
  3. Налоговые периоды, проверяемые в рамках проверочных мероприятий.
  4. Данные о лице, проводящем проверку, с указанием Ф.И.О. и должности.

Копия решения должна быть вручена руководителю или представителю проверяемой организации, о чем делается отметка в его копии, которая остается в ФНС.

Выездная проверка налоговой инспекции: что проверяют?

Документы, содержащие сведения, которые ФНС может получить у иных государственных органов чаще всего не исследуются в ходе проверки. В п. 5.3 Рекомендаций раскрывается огромный перечень информационных баз, которые должностные лица вправе изучать. К ним относятся сведения из реестров ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, данные из ЕГАИС, ФСС, Таможня Ф, Реестра ККТ, и многих других баз.

Основным направлением выездных проверочных мероприятий является проверка документов, находящихся у налогоплательщика. Их примерный перечень содержится в п. 5.1 Рекомендаций.

Могут изучаться:

  1. Лицензии.
  2. Путевые листы.
  3. Данные бухучета.
  4. Данные бухгалтерской отчетности.
  5. Приказы, изданные в организации.
  6. Учредительные документы.
  7. Договоры с контрагентами.
  8. Договоры с клиентами.
  9. Накладные.
  10. Первичные учетные документы.
  11. Иные документы.

Таким образом, каких-либо ограничений по перечню возможных документов, которые вправе проверять сотрудники ФНС нет. В силу п. 12 ст. 89 НК РФ для должностных лиц открыт доступ ко всей документации, которая так или иначе связана с уплатой налогов.

Если организация препятствует проведению проверочных мероприятий, в том числе не предоставляет необходимые документы, чем лишает сотрудников ФНС возможности провести их анализ, возможно привлечение фирмы к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ. Штраф – от 5 до 10 тысяч рублей. Если же по причине создания препятствий проверка не была завершена, размер штрафа может увеличиться и составить от 20 до 50 тысяч рублей.

Каким образом может проводиться выездная налоговая проверка и как оформляются ее результаты?

Согласно НК РФ выездная налоговая проверка по общему правилу длится 2 месяца. Однако данный срок может продляться до 4, а иногда и 6 месяцев (при наличии исключительных обстоятельств).

Порядок проведения проверочных мероприятий содержится как в уже упомянутых Рекомендациях, так и ФЗ «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294.

При начале проверки должностные лица ФНС предъявляют служебное удостоверение и знакомят руководство организации, либо ее представителя с решением о проведении проверки (п. 4 ст. 12 ФЗ № 294). При отсутствии на месте представителя фирмы, проводить проверочные действия запрещено. Однако отсутствие руководства чревато возможностью последующей проверки без предварительного уведомления.

Перечень действий, которые могут быть произведены инспекторами, раскрывается в п. 5.4 Рекомендаций.

Сотрудники ФНС вправе:

  1. Направлять в иностранные государственные органы запросы, в случае, если сведения о регистрации иностранного контрагента, заключавшего сделки с проверяемой фирмой, не нашли подтверждения в базе данных иностранного государства, либо если есть основания полагать, что проверяемая фирма уклоняется от уплаты налоговых платежей путем заключения сделок с иностранными контрагентами.
  2. Запрашивать сведения о банковских счетах и движению по ним.
  3. Проводить инвентаризацию активов.
  4. Проводить допросы свидетелей.
  5. Осматривать как документы, так и территории, предметы.
  6. Истребовать документы.
  7. Производить выемку.
  8. Проводить экспертизу.
  9. Привлекать специалиста.
  10. Привлекать переводчика.
  11. Привлекать понятых.

По окончании проверки составляется справка в которой отражаются основные моменты, которые имели место в ходе проверочных мероприятия. К ним относятся срок проверки, данные о ее продлении и приостановлении, и т.д. В течение 2 месяцев после составления справки оформляется акт проверки, в котором отражаются нарушения, выявленные в ходе ее проведения.

В каких случаях может проводиться повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика?

Согласно п. 1.3.3 Рекомендаций максимальное количество проверок в год ограничивается двумя. Однако из этого правила имеется исключение. Если руководитель ФНС России примет решение о том, что необходимо провести большее количество проверок, то территориальная ФНС вправе это сделать. Решение принимается на основании запроса территориального органа налоговой службы.

Что касается ограничений на проведение повторных проверок, то они установлены в п. 3.1 Рекомендаций. Согласно данному пункту, повторные проверки по общему правилу невозможны, но имеются следующие исключения, когда допускается проведение повторных проверочных мероприятий:

  1. Когда проверку производит вышестоящая ФНС.
  2. Когда налогоплательщик представил уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога.
  3. Когда налогоплательщик ликвидируется или реорганизуется.

***

Таким образом, порядок проведения выездных проверочных мероприятий подробно отражен в различных нормативных актах, упомянутых в статье. Проверяемая организация, изучив публикацию, может подготовиться ко всем возможным проверочным действиям сотрудников ФНС.

Источник: https://zakoved.ru/nalogooblozhenie/poryadok-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki.html

Выездная налоговая проверка в 2016-2017 году: порядок и сроки проведения, план, что проверяют

Выездная налоговая проверка 2017: порядок проведения

Налоговая служба осуществляет контроль уплаты налогов, применяя различные формы, среди которых выездная налоговая проверка (ст.89 НК РФ) имеет ведущее значение. Как правило, это мероприятие осуществляется на территории проверяемого предприятия, но в случае отсутствия условий для проведения ревизии, в виде исключения она осуществляется в налоговой администрации.

Какие субъекты предпринимательской деятельности подлежат выездным проверкам

Любой руководитель всегда приходит в состояние крайнего волнения за судьбу предприятия, когда находится в ожидании выездной проверки. Многие бизнесмены задаются вопросом, можно ли получить информацию заранее о предстоящей проверке.

В соответствии с действующим законодательством, план проверок все еще остаётся тайным, федеральная НС не уведомляет предприятия о предстоящих выездных ревизиях.

Хотя в свете последних изменений, вероятность попадания отдельных компаний в перечень проверяемых становится более предсказуемым.

Предприниматель может просчитать действия налоговиков, к примеру, по тому, была ли проведена камеральная налоговая проверка и каковы её результаты. Если будут обнаружены многочисленные вычеты, свидетельствующие о невыплате налогов, значит, пора готовиться к выездной проверке.

В 2016 году ревизии с выездом подвержены предприятия, имеющие следующие характерные признаки:

  • Слишком часто корректируют НДС, после внесения изменений не проводят уточнение данных в декларации.
  • Недочёты и нарушения, выявленные налоговыми агентами в ходе камеральной проверки-2016, списываются, объясняя тем, что они допущены по вине контрагента.
  • Невыполнение требований по налогу на добавленную стоимость.
  • Масштабы финансового нарушения более 10 млн. руб.

Если все перечисленное выше имеет место на конкретном предприятии, вероятность выездной проверки достаточно высока. Такие мероприятия обычно влекут за собой риски не только оказаться в числе штрафников, но и подвергнуться более радикальным мерам воздействия: арестом имущества или приостановка работы компании.

Схема работы налоговой проверки

Претендентами на попадание в список выездных аудитов в 2016 году могут также стать компании, которые допускают следующие вольности:

  • Руководство компании игнорирует требования ФНС в плане представления отчётов о начислении налогов.
  • Демонстрация «нулевого баланса».
  • Большое количество нарушений, выявленных в ходе камеральной проверки.
  • Предприятие находится в состоянии предстоящей ликвидации.
  • Наличие множества нарушений по итогам анализа деятельности.

Наиболее крупные субъекты-плательщики налогов также наверняка подвергнутся ВНП в 2016 г.

Вынесение решения налоговой инспекции

Решения о проведении ВНП носят различный характер. Некоторые из них касаются проверок крупных компаний. При принятии такого решения ФНС руководствуется ст.83 НК РФ. В этом случае его принимает орган, поставивший данное предприятие на учёт в качестве крупного плательщика налогов.

При подготовке к ВНП субъекта со статусом участника проекта по коммерциализации результатов исследований выносит орган, который ставил его на учёт в ФНС.

Самостоятельная ревизия с выездом организовывается на основе решения территориального отделения контролирующего органа. Данное решение содержит следующую информацию:

  • Подробное и краткое наименование предприятия либо ФИО ИП.
  • Цель ревизии — соответствие действительности расчётов и своевременность уплаты налогов.
  • Период, который планируется охватить проверкой.
  • ФИО и должности инспекторов ФНС.

Форма документа утверждается представителем федеральной исполнительной власти по вопросам контроля уплаты налогов.

Образец решения о ВНП

Стандартная форма для заполнения

Суть выездной ревизии: что проверяют, зачем проводится

Как указано в документе об осуществлении предстоящей выездной ревизии, её предметом является выявление возможных нарушений относительно правильности расчёта размера налогов и соблюдения сроков их уплаты.

Законом разрешается проверять деятельность компании за период не более трёх календарных лет. Если плательщик использовал уточнение налоговой декларации, проверке подлежит период, за который производилась корректировка (п.4 ст.89 НК РФ).

Осуществлять две или более выездных ревизий на одном и том же предприятии по одним и тем же видам налогов и за тот же период запрещается (п.5 ст.89 НК РФ).

По одному субъекту нельзя осуществлять более двух выездных ревизии за один год. Исключением является специальное решение со стороны представителя федеральной исполнительной власти по надзору за соблюдением законности по уплате налогов.

На количество ВНП не влияет проведение самостоятельных ревизий филиалов и прочих структурных подразделений данной компании.

Налоговый мониторинг и проведение выездной налоговой проверки

Налоговики не имеют права осуществлять рассматриваемый вид проверки за период, когда проводился налоговый мониторинг, кроме таких моментов:

  1. Осуществление ВНП вышестоящим налоговым органом с целью контроля за работой налоговиков, проводивших мониторинг.
  2. При преждевременном завершении мониторинга.
  3. Игнорирование со стороны плательщика мнения контролирующего органа.
  4. Если плательщик налогов подал откорректированную декларацию за период, совпавший с проведением мониторинга, и при этом размер налога уменьшился по сравнению с представленным ранее.

Процедура, порядок и сроки осуществления ВНП

Ревизия проводится по любой из названных выше причин, но в независимости от этого, она делится на две части: анализ представленных документов и подведение итогов ревизии.

Первый этап начинается с уведомления руководителя компании о ревизии, предъявлении удостоверений личности и документа, дающего право на осуществление проверки. После подписания данного документа руководителем компании налоговики получают полное право доступа к хозяйственной деятельности:

  • Истребование документации для проверки, объяснений касательно их оформления. Руководитель компании или бухгалтер не менее чем через пять дней должен предоставить копии всех необходимых бумаг. Уже за несвоевременную подачу требуемых документов можно получить штрафные санкции.
  • Доступ к территориям, задействованным в бизнесе для получения дохода. Инспектора ФНС свободно передвигаются по производственным и складским помещениям, что позволяет убедиться воочию, насколько реальная ситуация совпадает с отражённой на бумаге.
  • Выемка «первички» об уплате налогов и других финансовых бумаг происходит в присутствии уполномоченных представителей компании и понятых. Процедура осуществляется в рабочее время.

Если руководитель будет производить любые действия, чтобы не выполнить требования ФНС, проверяющие вправе обратиться в правоохранительные органы. Так, с помощью инспекторов полиции налоговики легче справятся с поставленной перед ними задачей.

Налоговая проверка — может быть как выездная, так и камеральная:

Выездная или камеральная — прямое сравнение

С текущего года срок осуществления проверки с выездом налоговиков ограничен двумя месяцами. Однако ревизия продлевается до 4 — 6 месяцев в следующих ситуациях:

  • Если подлежит ревизии крупная корпорация.
  • Форс-мажорные обстоятельства (аварии, ЧС).
  • Проведение встречных проверок, уточнение информации о компании.
  • Непредвиденные ситуации.

Оформление результатов ревизии

ВНП осуществляются для достижения следующих целей:

  • Глубокое изучение специфических особенностей проводимой компанией хозяйственной деятельности.
  • Выявление ошибок, неточностей, заниженных начислений налогов и их анализ, нарушений в составлении налогооблагаемой базы.
  • Начисление налоговых платежей, которые не были уплачены и давно просрочены.
  • Определение взыскания за допущенные нарушения: штрафы или привлечение представителя компании к ответственности.
  • Разработка рекомендаций для исправления допущенных ошибок, устранения недостатков, чтобы направить деятельность предприятия в правовое поле.

Последним, завершающим шагом выездной проверки является составление полного отчёта. Он начинается с подробного описания компании, её характерных особенностей, специфики деятельности. Проводится сравнительный анализ и составляется акт о допущенных нарушениях. Аналитические материалы, расчёты являются приложением к отчёту.

Образец акта проверки:

Форма заполнения ММВ-7–2

Причины для проведения повторной ревизии

Как выражаются бухгалтера, хуже ВНП может быть только повторная проверка.

Несмотря на запреты повторных ревизий, существуют причины, позволяющие их проводить:

  • Осуществление ВНП вышестоящим контролирующим органом ФНС с целью проверить работу налоговых инспекторов регионального уровня.
  • Внесение коррективов в декларацию за период, подлежащий ВНП, когда размер налога уменьшается.

Образец акта повторной проверки:

Форма САЗ-3–06

Как подготовиться к ВНП в этом году?

Практически все налоговые проверки завершаются доначислениями налоговых платежей и предъявлением штрафных санкций. Например, в 2015 г. В Москве после проведённых за три квартала около 2,5 тысяч проверок, в 98% случаев доначислено налоговых платежей в бюджет на сумму свыше 45 миллионов рублей.

Не стоит рассчитывать на нулевые результаты, ведь попасть в 2% законопослушных налогоплательщиков очень сложно.

Налоговые органы, готовясь к ВНП, «планируют доначисления», прикладывают максимум усилий, используя все формы и методы, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу.

Из практики известно, что даже если представитель проверяемой стороны выполняет правильно все требования налоговиков, это не оградит его от выявления нарушений, тем более повлиять на размер доначисленных сумм.

Очень разумно будет подготовиться к худшему, и в случае несогласия, принять соответствующие меры, чтобы оспорить результаты проверки.

Не согласен — возражай

Акт, подготовленный на основе инструкций и правил, утверждённых соответствующим министерством, составляется по унифицированной форме. Он является основным документом о результатах деятельности предприятия — плательщика налогов.

Не все плательщики станут безропотно выполнять предписания, многие набираются терпения и обращаются в ФНС в течение двух недель после получения акта, заявив о своём несогласии с результатами проведённой ревизии с выездом. В письменном виде подаётся документ с мотивами отказа. Это может быть протокол разногласий или объяснение. К ним можно приложить бухгалтерские документы, судебные акты по рассмотрению подобных дел.

Образец возражения:

Форма составления — индивидуальная

Налоговая служба назначает время и место рассмотрения спорного вопроса, о чём заранее уведомляется податель возражения.

ФНС может вынести одно из следующих решений:

  1. Привлечь субъекта к налоговой ответственности, считая его правонарушителем.
  2. Отказаться от привлечения плательщика за нарушение налоговой дисциплины.
  3. Назначить дополнительные мероприятия, чтобы устранить недоразумения.

После принятия первого решения налогоплательщик имеет право обратиться в арбитражный суд.

Кстати, можно одновременно обращаться в налоговые и судебные органы и заявлять о признании недействительными результаты ревизии. К жалобе прилагается документация в таком составе:

  • Копия решения, подлежащего обжалованию.
  • Акт проверки налоговиков.
  • Подтверждающие первичные документы.
  • Прочие документы, содержащие сведения, касающиеся предъявленной жалобы.

Данная жалоба должна рассматривается налоговой инспекцией на протяжении одного месяца.

Если заявителю не удалось доказать неправомерность решения контролирующего органа, он вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

Обращение за помощью к юристам поможет избежать многих негативных моментов и правовых коллизий. Кстати, адвокаты советуют не торопиться с уплатой доначисленных сумм, ведь проверяющие могут расценить это не в пользу компании.

Это может вызвать подозрение о том, что не все в порядке с бухгалтерией и могут провести повторную ревизию. Лучше не пожалеть средств на судебное разбирательство и оспорить свои права.

Тогда в момент повторной проверки представители контролирующего органа будут иметь ограничения в виде решения суда.

Главное — при любой налоговой проверке — наличие документов обо всех сделках на предприятии, соответствие товарных запасов на складе документам бухгалтерского учёта, а также правильная и своевременная уплата налога на добавленную стоимость бюджет. При учёте всех этих факторов налоговая проверка пройдёт для вас быстро и безболезненно.

Источник: http://ideamaniya.ru/vyiezdnaya-nalogovaya-proverka-v-2016-2017-godu.html

Налоговая проверка: камеральная, выездная, встречная

Выездная налоговая проверка 2017: порядок проведения

Приближающийся конец финансового года для многих компаний ассоциируется с возрастающей активностью фискальных органов. С точки зрения налоговиков, наиболее результативный метод выявления нарушений налогового законодательства – налоговая проверка. Что включает в себя каждая из них, каковы их цели и правила проведения, подробно разберем в этой статье.

Виды налоговых проверок

Налоговая проверка представляет собой одну из форм контроля, осуществляемого инспекцией в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговым кодексом РФ предусмотрено две разновидности проверок: камеральные и выездные.

Отдельной формой проверки считается встречная.

Хотя она и не отражена в Налоговом кодексе РФ в виде особого вида контроля, у налогоплательщика есть обязанность представить по запросу проверяющих документы, касающиеся сотрудничества с конкретным контрагентом. Для инспекции они могут стать источником информации о деятельности представившего их налогоплательщика и, следовательно, вызвать наложение штрафных санкций.

Если вы не хотите, чтобы налоговые проверки в 2018 году, как и в каждом последующем периоде, принесли вам малоприятные неожиданности, стоит уделять серьезное внимание внутреннему контролю компании, направленному на выявление рисков, связанных с соблюдением сроков представления отчетности и уплаты налогов.

Камеральные налоговые проверки осуществляются в отношении налогоплательщика многократно – каждая декларация, расчет и другие документы тщательно изучаются специалистами ИФНС.

Выездные проверки организуются выборочно, могут включать анализ сведений об одном или нескольких налогах и охватывать срок до трех лет, прошедших до начала процедуры осуществления контроля.

Чем отличаются друг от друга эти два вида налоговых проверок, понятно из таблицы.

Курс Школы генерального директор “Управление компанией в современных условиях” познакомит вас с последними налоговыми изменениями более подробно. 

Камеральная налоговая проверка (статья 88 Налогового кодекса РФ)

Выездная налоговая проверка (статья 89 Налогового кодекса РФ)

Место проведения – ИФНС, материал для изучения – налоговые декларации и другие поступившие документы

Место проведения – территория налогоплательщика. Если помещение для проведения выездной проверки не может быть предоставлено организацией, проверка осуществляется в инспекции

Для осуществления камеральной проверки нет необходимости получать разрешение руководителя налоговой инспекции, налогоплательщик не ставится в известность о начале ее осуществления

Выездная проверка невозможна без соответствующего решения руководителя (или его заместителя) налогового органа, которое предварительно доводится до сведения налогоплательщика

Сроки камеральной налоговой проверки – в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, расчета или другого документа

Срок налоговой проверки выездного характера ограничен двумя месяцами, в случае необходимости он может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести.

Законодательно запрещено проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением некоторых особых случаев

При обнаружении в процессе проведения камеральной налоговой проверки ошибок, противоречий, расхождений или несоответствия сведений налогоплательщику инспекцией направляется требование о представлении в пятидневный срок пояснений или внесении изменений в налоговую декларацию

В заключительный день выездной проверки налогоплательщик получает от проверяющих справку об осуществленной проверке с указанием ее предмета и сроков проведения

Если требования налоговых органов выполнены неудовлетворительно, составляются акт камеральной налоговой проверки и решение о ее результатах

Выездные контрольные мероприятия завершаются составлением акта налоговой проверки в обязательном порядке, даже если никаких нарушений в ходе нее не выявлено

Чек-лист: выясните, грозит ли вам налоговая проверка

Проверьте свою компанию по чек-листу от редакции журнала «Генеральный директор» и узнайте, могут ли налоговики внезапно к вам нагрянуть.

Проверить по чек-листу 

На что налоговики чаще всего обращают внимание при налоговых проверках

  1. Недобросовестные контрагенты.
  2. Возмещение НДС.
  3. Взаимозависимость лиц.
  4. Перенос убытков на будущее.
  5. Налоговые льготы.

Налоговая проверка ИП

В первую очередь от предпринимателя требуется предъявить регистрационные документы, а также те, которые подтверждают легальность осуществления им своей деятельности.

В этот список входят:

  • свидетельство о регистрации в качестве ИП;
  • бухгалтерская отчетность;
  • отчетные документы по налогам (за период, который подвергается проверке);
  • кассовые документы;
  • лицензии (если деятельность подлежит обязательному лицензированию);
  • банковские документы.

Налоговая проверка ИП на УСН

Упрощенку выбирает подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей. Эта система предполагает уплату единого налога один раз в год.

Цель налоговой проверки в данном случае – выяснить, применяется ли УСН в полном соответствии с законом.

Если проверяющие найдут доказательства неправомерности использования упрощенной системы, по результатам проверки будут начислены налоги, обязательные для общей системы налогообложения.

Удостоверившись в законности применения УСН, налоговики проанализируют правильность осуществления учета. Однако следует помнить, что индивидуальному предпринимателю не вменяется в обязанность ведение бухучета.

Налоговая проверка ИП на ЕНВД

Этот вид контроля применяется по отношению к тем предпринимателям, которые ранее были замечены в нарушении налогового законодательства. Сюда входят и не соответствующее требованиям заполнение декларации, и опоздания при ее подаче, и имеющиеся у налоговиков основания подозревать ИП в сокрытии доходов. Порядок налоговых проверок в данном случае аналогичен тому, что был рассмотрен ранее.

Налоговая проверка при закрытии ИП

Контрольные мероприятия могут проводиться в течение трех лет после того, как предприниматель завершит свою деятельность.

Следует отметить, что далеко не во всех случаях проверка носит выездной и обязательный характер. Однако право инспекции на осуществление налоговой проверки сохраняется, даже если ИП начал процедуры по ликвидации бизнеса.

Это не означает, что проверяющие явятся домой к предпринимателю, скорее, они прибегнут к следующим мерам:

  • проведут инвентаризацию;
  • попросят представить документацию, касающуюся деятельности ИП;
  • осмотрят помещения, занимаемые предпринимателем, если они есть.

Налоговая проверка ООО

Проверка ООО на УСН

Налоговые органы в этом случае преследуют те же цели, что и с ИП. В первую очередь они должны убедиться, что у вас есть право на применение упрощенной системы, а также в том, что организация отвечает требованиям к плательщикам налогов по УСН.

Следующим шагом проверяется, насколько правильно рассчитаны налоговые платежи, заполнена документация и как осуществляются хозяйственные операции.

Налоговая проверка при ликвидации ООО

Ликвидация ООО всегда сопровождается выездными контрольными мероприятиями. Предметом проверки будет являться информация по всем налоговым платежам за последние три года. При этом срок проведения предыдущей плановой проверки не имеет значения.

Выездные мероприятия могут продолжаться около двух месяцев, это зависит от состояния документации, поведения ликвидационной комиссии и структуры организации.

Филиалы компании также подлежат обязательной проверке.

Где посмотреть план налоговых проверок

Со Сводным планом проведения проверок можно ознакомиться на сайте ФНС России. План на следующий год публикуется до 31 декабря текущего налогового периода. Организации, которые относятся к данному типу, также могут узнать о плановой проверке на сайте налоговой инспекции, в которой они состоят на учете.

Кому и когда стоит бояться проведения выездной налоговой проверки

Принципы, по которым организации-налогоплательщики включаются в план выездных проверок, отражены в Концепции, утвержденной приказом ФНС №ММ-3-06/333@.

Налогоплательщику, который хочет свести к минимуму вероятность своего включения в план выездных проверок, стоит придерживаться принципов полноты исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей.

Приложение к Концепции содержит 12 базовых критериев, по которым налогоплательщики без труда оценят, насколько их деятельность может заинтересовать фискальные органы и стать причиной выездной проверки.

  1. Налоговая нагрузка компании гораздо ниже, чем средний показатель по конкретной отрасли или виду экономической деятельности. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы платежей к обороту организации.
  2. Более двух лет подряд представляемые в инспекцию декларации содержат данные об убыточной деятельности компании.
  3. Заработная плата персонала за месяц гораздо ниже, чем средний показатель по данному виду экономической деятельности в конкретном субъекте РФ. Эти данные размещены в свободном доступе на сайте Росстата.
  4. Показатели, которые дают налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы, постоянно находятся в непосредственной близости от предельного значения. К ним относятся следующие параметры: уровень доходов на УСН – 150 млн рублей в 2017 году; площадь торгового зала для ЕНВД – 150 кв. м; число работников на специальном режиме – 100 для УСН и 15 для ПСН.
  5. Указание в декларации суммы расходов, практически равной сумме годового дохода. Этот показатель характерен для индивидуальных предпринимателей, находящихся на ОСНО. Если расходы составляют 83 % и более от доходов, ИП с большой вероятностью будет включен в план проверок.
  6. Рост расходов значительно опережает рост доходов, полученных от реализации товаров, работ или услуг. Это относится к организациям на общей системе налогообложения.
  7. Превышение долей вычетов по НДС от суммы налога планки в 89 % за 12 месяцев.
  8. Налогоплательщик не представляет пояснения на полученное от налогового органа уведомление о несоответствии показателей деятельности, которое было установлено в ходе камеральной проверки.
  9. Большое количество договоров, заключенных с перекупщиками или посредниками, не преследующих достижение деловой цели, то есть не ведущих к получению организацией прибыли.
  10. Снятие компании с учета в одной налоговой инспекции и постановка на учет в другой, осуществлявшееся более двух раз и вызванное изменением юридического адреса.
  11. Отклонение более чем на 10 % уровня рентабельности, зафиксированного в бухгалтерских документах, от среднестатистического показателя, характерного для этого вида деятельности.
  12. Финансово-хозяйственная деятельность, сопровождающаяся высоким налоговым риском. В первую очередь подозрение фискальных органов вызывает взаимодействие налогоплательщика с недобросовестными партнерами. К ним относят контрагентов, для которых характерно заключение договоров без личного участия руководителей или уполномоченных лиц, отсутствие информации о государственной регистрации в ЕГРЮЛ, несоответствие данных о местонахождении партнера действительности и другие факторы.

Как отсрочить выездную налоговую проверку

Вариант №1. Предложить инспекторам свои сроки представления документов.

Компания обязана подготовить требующиеся для проведения проверки документы в течение 10 дней. В случае большого объема запрашиваемых данных справиться за такой срок удается не всегда. Статья 93 Налогового кодекса РФ позволяет налогоплательщику обратиться в ИФНС с заявлением об отсрочке.

Оно должно быть направлено на следующий день после того, как организацией получено требование о представлении документов.

За два следующих дня руководитель налогового органа или уполномоченное им лицо вынесет решение. Оно вполне может быть отрицательным, но если вы считаете, что отказ инспекции не обоснован, обращайтесь в суд.

Есть шанс, что решение будет принято в вашу пользу, если судья усмотрит в деле следующие факторы:

  • инспектором не указана причина отказа в отсрочке;
  • не доказано умышленное уклонение организации от указанных сроков представления документов;
  • фирма действительно не могла полностью подготовить требуемые бумаги в установленный срок.

Источник: https://www.gd.ru/articles/3556-nalogovaya-proverka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.