+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Налог на прибыль обособленного подразделения

Содержание

Налоги в обособленном подразделении: как платить НДФЛ и налог на прибыль

Налог на прибыль обособленного подразделения

Налоги в обособленном подразделении: как платить НДФЛ и налог на прибыль Алексей Крайнев, 14 ноября 2021 14 ноября 2021

О том, что с появлением у компании обособленного подразделения меняется порядок уплаты налогов, знает, наверное, каждый бухгалтер.

Речь идет о раздельной уплате налога на прибыль и НДФЛ. На практике у бухгалтеров часто возникают сложности, связанные с переходными периодами.

Сегодня мы расскажем, как правильно перейти на новый порядок уплаты налогов при открытии обособленного подразделения (ОП) и вернуться к обычному порядку при его закрытии.

В соответствии с п. 1 ст.

 288 НК РФ налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисляют и уплачивают в федеральный бюджет суммы авансовых платежей по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

А уплата авансовых платежей, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

Таково общее правило для уплаты налога на прибыль по обособленным подразделениям. Но как именно его применять при открытии и ликвидации подразделений: когда перечислять первый платеж и последний с учетом распределения и как правильно заполнять декларации? Давайте разбираться.

Правила определения суммы ежемесячных авансовых платежей зафиксированы в п. 2 ст.

 286 НК РФ и «завязаны» на сумму ежеквартального авансового платежа за прошлый период, который в свою очередь, определяется исходя из прибыли, исчисленной нарастающим итогом с начала года.

Получается, что ежемесячные авансовые платежи вновь созданного обособленного подразделения можно исчислить только после того, как закончится тот отчетный период, в котором это подразделение было создано.

Поэтому обязанность по уплате ежемесячных авансовых платежей по месту нахождения нового подразделения возникает у организации лишь с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором появилось ОП.

Например, если подразделение создано в июле, августе или сентябре (т.е. в III квартале), то начать перечислять авансовые платежи по месту его нахождения нужно будет с 1 месяца IV квартала, т.е. с октября.

Сделать это надо до 28 октября (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Одновременно нужно помнить, что расчет авансовых платежей фиксируется в Приложении № 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 19.10.16 № ММВ-7-3/572@). Это означает следующее.

Чтобы начать платить авансовые платежи с первого месяца квартала, следующего за кварталом создания ОП, заполнить соответствующее приложение в декларации надо уже по итогам того квартала, в котором подразделение создано.

Если продолжить наш пример, то, отчитываясь за 9 месяцев 2021 года, организация должна будет включить в декларацию по налогу на прибыль Приложение № 5 к листу 02, в котором по строке 030 отразит налоговую базу в целом по организации, по строкам 040 и 050 определит долю налоговой базы, приходящейся на обособленное подразделение (головную организацию), а по строкам 120 и 121 укажет сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих перечислению в IV и I квартале.

Иначе обстоит дело с уплатой авансовых платежей у налогоплательщиков, для которых отчетным периодом является месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (абз. 2 п. 2 ст. 285 НК РФ).

Поскольку они исчисляют авансовый платеж исходя из фактически полученной прибыли, то и уплачивать налог с распределением надо уже с месяца, в котором создано подразделение (письмо Минфина России от 22.02.06 № 03-03-04/1/137).

Если подразделение такой организации создано в сентябре, то авансовый платеж за сентябрь нужно будет уже распределить между бюджетами субъектов РФ.

Соответственно, исчислить авансовые платежи в рассматриваемой ситуации необходимо в Приложении № 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, представляемого в составе декларации за этот же период (январь –сентябрь в нашем примере).

В заключение напомним, какую дату надо указать для обозначенной выше цели. Дата создания обособленного подразделения берется из соответствующего поля раздела «Сведения об обособленном подразделении», которая находится в форме сообщения о создании обособленного подразделения (форма № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 09.06.11 № ММВ-7-6/362@).

Налог на прибыль по закрытому обособленному подразделению

Порядок уплаты авансового платежа при закрытии подразделения установлен непосредственно в статье 288 НК РФ. Абзац 8 пункта 2 данной статьи гласит: уплата налога осуществляется в общеустановленном порядке начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором обособленное подразделение было ликвидировано.

Получается, что авансовые платежи за период, в котором подразделение закрыто, вроде бы еще нужно уплачивать с распределением. Даже если подразделение ликвидировано не в последнем месяце квартала. Однако это не так.

Как мы уже упоминали, суть ежемесячных авансовых платежей в том, что они исчисляются на основе базы за предыдущий квартал и засчитываются в счет авансового платежа за текущий квартал.

Если же подразделение было закрыто в течение квартала, то рассчитать сумму авансового платежа по налогу на прибыль, подлежащую уплате в бюджет того региона, где находилось ликвидированное подразделение, по итогам того отчетного периода, в котором оно закрыто, уже не получится. Ведь такое подразделение отработало неполный отчетный период, и определить долю прибыли за этот квартал, приходящуюся на него, невозможно.

Поэтому уплату ежемесячных авансовых платежей по месту нахождения подразделения нужно прекратить сразу же после его закрытия. Более того, ежемесячные платежи, уплаченные за квартал, в котором произошла ликвидация ОП, будут считаться излишне уплаченными (см. письма Минфина России от 10.08.

06 № 03-03-04/1/624 и от 24.02.09 № 03-03-06/1/82).

Компании, уплачивающие ежемесячные авансы исходя из фактической прибыли, применяют те же правила, но с поправкой на величину налогового периода: авансовый платеж за месяц, в котором было ликвидировано ОП, по месту его нахождения перечислять уже не требуется.

Аналогичным образом решается и вопрос с представлением деклараций по месту нахождения закрытых подразделений.

Эта обязанность прекращается в том отчетном периоде, в котором налоговый орган уведомил налогоплательщика о снятии с учета организации по месту нахождения ликвидированного подразделения (письмо Минфина России от 05.03.07 № 03-03-06/2/43). Это означает вот что.

Если организация получает уведомление о снятии с учета обособленного подразделения (форма № 1-5-Учет, утв. приказом ФНС России от 11.08.

11 № ЯК-7-6/488@) до наступления обязанности по представлению декларации за тот отчетный (налоговый) период, в котором принято решение о ликвидации, то декларация за этот период в налоговый орган по месту нахождения ликвидированного ОП уже не представляется (см. также письмо УФНС по г. Москве от 13.04.10 № 16-15/038587).

Ндфл при открытии обособленного подразделения

По правилам п. 7 ст. 226 НК РФ, российские компании, имеющие обособленные подразделения, должны перечислять удержанный у работников такого подразделения НДФЛ по месту нахождения ОП. Аналогичные правила установлены п. 2 ст. 230 НК РФ в отношении отчетности по НДФЛ: справок 2-НДФЛ и расчетов 6-НДФЛ. Как правильно выполнить эти правила при создании подразделения в течение года?

Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к положениям ст. 55 НК РФ, где написано, как определить продолжительность налогового периода в случае создания компании в течение года.

Налоговые агенты для целей НДФЛ должны применять следующее правило: если организация создана в течение календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания организации до конца этого календарного года (п. 3.5 ст. 55 НК РФ).

Давайте применим данное правило к обособленному подразделению (кстати, так поступают и сами налоговики — см. письма ФНС России от 02.03.16 № БС-4-11/3460@ и от 28.03.11 № КЕ-4-3/4817). Мы получим следующий вывод.

Организация должна составить отдельный 6-НДФЛ и подать его в инспекцию по месту нахождения нового ОП начиная с периода представления, в котором создано подразделение.

При этом в расчете указываются соответствующие показатели в отношении работников этого обособленного подразделения на отчетную дату (31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря), определенные нарастающим итогом с момента образования ОП. В таком же порядке будут предоставляться сведения по форме № 2-НДФЛ.

Другими словами, в нашем примере с подразделением, созданным в сентябре, первым расчетом 6-НДФЛ, который надо подать по месту нахождения ОП, будет расчет за 9 месяцев.

В нем будут указаны данные о доходах сотрудника подразделения с даты его создания по 30 сентября включительно.

Аналогично будут заполнены и справки 2-НДФЛ, представляемые по месту нахождения ОП: в них будут указаны сведения о доходах с даты создания по 31 декабря включительно.

Ндфл по закрытому обособленному подразделению

Вопрос отчетности по НДФЛ по закрытому ОП мы уже частично затронули «Как закрыть обособленное подразделение: оформляем документы, увольняем работников, уведомляем контролирующие органы». Расскажем об этих правилах подробнее.  

В случае прекращения деятельности через обособленное подразделение в течение года налоговым периодом по этому подразделению будет считаться период от даты начала налогового периода до даты ликвидации (закрытия) ОП (по аналогии с п. 3.5 ст. 55 НК РФ).

В этой связи налоговые органы настаивают: до завершения ликвидации (закрытия) ОП организация должна представить расчет по форме 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ в отношении работников данного подразделения в налоговый орган по месту учета ликвидируемого (закрываемого) ОП за последний налоговый период.

То есть за период времени от начала года до дня завершения ликвидации (закрытия) подразделения (письмо ФНС России от 02.03.16 № БС-4-11/3460@).

 

Однако напрямую в Налоговом кодексе подобная обязанность организации не установлена. Поэтому привлечь налогового агента за непредставление данных сведений именно в момент закрытия подразделения нельзя.

А значит, если данные формы отчетности по закрытому подразделению до его снятия с учета не были представлены, их нужно будет подать в инспекцию по местонахождению головной организации в общеустановленные сроки.

Например, если ОП закрыто в августе или в сентябре, то расчет 6-НДФЛ по обособленному подразделению подается не позднее 31 октября текущего года, а справка 2-НДФЛ — не позднее 1 апреля следующего года.

К сожалению, законодательство обходит стороной и порядок заполнения форм отчетности по обособленному подразделению, если они предоставляются уже после закрытия ОП (именно поэтому ФНС и настаивает на их сдаче до момента ликвидации).

На наш взгляд, расчет 6-НДФЛ, который подается в инспекцию по месту нахождения головной организации уже после закрытия ОП, нужно оформлять следующим образом.

В строке расчета «Представляется в налоговый орган (код)» нужно указать код инспекции, в которую фактически представляется расчет, в строке «Код по ОКТМО» — код ОКТМО по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения, а в строке «КПП» — КПП ликвидированного подразделения. Эти выводы следуют из правил, заполнения данных полей, закрепленных в п. 2.

2 порядка заполнения расчета 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 14.10.15 № ММВ-7-11/450@). В расчете указываются начисления в пользу сотрудников подразделения с 1 января по дату закрытия подразделения, а в разделе 2 — с начала отчетного периода и до даты закрытия подразделения. Уточненные расчеты по головной организации в данном случае подавать не требуется.

Схожим образом оформляются и справки 2-НДФЛ по закрытому подразделению, которые представляются в общеустановленные сроки в налоговый орган по месту нахождения головной организации. В документе указывается ОКТМО того муниципального образования, где находилось подразделение, и, соответственно, его КПП.

А в поле «в ИФНС (код)» проставляется код инспекции, в которой стоит на учете головная организация. По этим справкам нужно будет сформировать отдельный реестр, отличный от реестра справок 2-НДФЛ на сотрудников головной организации (письмо ФНС России от 07.02.12 № ЕД-4-3/1838, п. 9 Порядка представления Справки 2-НДФЛ, утв.

Приказом ФНС России от 16.09.11 № ММВ-7-3/576@).

Обсудить на форумеРаспечататьВ закладки

Источник: //www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2021/11/12879

Налог на прибыль обособленных подразделений | Бухгалтерия и кадры

Налог на прибыль обособленного подразделения

«Многодетные» компании платят налог на прибыль в особом порядке. Всю сумму федеральной части налога они вносят в бюджет там, где зарегистрировано головное отделение.

А вот региональную часть платежа такие фирмы должны распределять между всеми подразделениями.

Поговорим о том, как сделать это правильно и на какие моменты стоит обратить особо пристальное внимание организациям с разветвленной структурой.

Основные формулы

Правилам расчета и уплаты прибыльного налога «многодетными» фирмами посвящена статья 288 Налогового кодекса.

Часть налога, которая предназначена для бюджетов регионального уровня, следует платить как по местонахождению самой компании (головного офиса), так и по месту регистрации каждого из обособленных подразделений. Сумму такого регионального платежа определяют при помощи специальных расчетов.

При этом базой налога служит сумма прибыли, которая приходится на данное подразделение (в том числе головное). То есть величину платежа в бюджет соответствующего субъекта РФ считают по следующей формуле (п. 2 ст. 288 НК РФ):

Сумма налога на прибыль по обособленному подразделению = Сумма прибыли по фирме в целом Х Доля прибыли по подразделению Х Ставка регионального налога на прибыль в данном субъекте РФ (от 13,5% до 17,5% включительно)

Как видим, один из показателей формулы тоже является расчетной величиной. А именно, доля от общей прибыли фирмы, которая приходится на данное подразделение.

Считают ее как среднее арифметическое двух значений – удельного веса среднесписочной численности работников (либо расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества подразделения в этих же показателях в целом по фирме:

Доля прибыли по подразделению = (Удельный вес среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) подразделения + Удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества подразделения) : 2

Каждый из упомянутых показателей удельного веса тоже требует отдельного расчета. Остановимся подробнее на процедуре таких вычислений.

Среднесписочная численность и зарплата сотрудников

Чтобы рассчитать удельный вес среднесписочной численности сотрудников либо расходов на оплату труда подразделения (или головного офиса), нужно найти соотношение этой величины с теми же показателями по компании в целом за отчетный (налоговый) период:

Удельный вес среднесписочной численности сотрудников (расходов на оплату труда) подразделения = Среднесписочная численность сотрудников (расходы на оплату труда) в подразделении : Среднесписочная численность сотрудников (расходы на оплату труда) по фирме в целом

Сделать выбор, по какому из показателей – численности сотрудников или расходам на оплату их труда – производить расчет региональной части налога, фирма может по своему усмотрению. Однако это решение должно оставаться неизменным в течение минимум одного календарного года (п. 2 ст. 288 НК РФ). Выбранный показатель следует закрепить в налоговой учетной политике компании (ст. 313 НК РФ).

Считаем среднесписочную численность

Для расчета среднесписочной численности персонала существуют специальные правила, утвержденные постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69.

Правда, установлены они для заполнения форм статистической отчетности. Однако статметодика вполне применима и для расчета по распределению прибыли «многодетных» фирм, на что в свое время указывали финансисты (см.

, например, письмо Минфина России от 13 апреля 2005 г. 03-03-01/1/189).

Итак, среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период представляет собой среднее арифметическое количества работников по ежемесячным данным в этом периоде за соответствующее количество месяцев (3, 6, 9 или 12):

Среднесписочная численность работников за период = Сумма ежемесячных значений среднесписочной численности работников за все месяцы периода : Количество месяцев в периоде

Если для распределения региональной части прибыльного налога фирма выбрала этот показатель, то по приведенной формуле нужно определить среднесписочную численность работников:

– головного офиса;

– каждого обособленного подразделения;

– фирмы в целом.

Что касается показателя численности персонала за месяц, то для его расчета суммируют количество работников за каждый календарный день месяца (включая нерабочие и выходные дни), а затем делят на количество дней в этом месяце.

Так поступают и в случае, если фирма или ее подразделение работало неполный месяц. То есть суммарное количество работников за все фактически отработанные дни в любом случае делят на общее количество календарных дней в месяце.

Аналогично при расчете среднесписочной численности за период, отработанный не целиком, сумму ежемесячных показателей числа работников делят на общее число месяцев в этом периоде. То есть включая месяцы, когда деятельности у фирмы или подразделения еще (уже) не было.

Пример 1

Обособленное подразделение ЗАО «Масштаб» было создано 20 мая 2008 года. При этом до 29 мая (т. е. в течение 10 дней) число работников в подразделении составляло 8 человек, а с 30 мая до конца июня – 10 человек.

Среднесписочная численность работников подразделения составила:

– в мае: (8 чел. Х 10 дн. + 10 чел. Х 2 дн.) : 31 дн. = 3 чел.

– в июне: 10 чел. Х 30 дн. : 30 дн. = 10 чел.

– за полугодие: (3 чел. + 10 чел.) : 6 мес. = 2 чел.

Последний показатель и будет искомой величиной, которую нужно использовать при расчете удельного веса среднесписочной численности сотрудников подразделения в численности сотрудников в целом по фирме за полугодие.

Предположим, что среднесписочная численность работников в целом по фирме (головной офис «Масштаба» и обособленное подразделение) за полугодие составляет 10 человек. Тогда удельный вес среднесписочной численности сотрудников подразделения будет равен 0,2 (2 чел. : 10 чел.).

Заметим, что использование показателя среднесписочной численности сотрудников для расчета доли прибыли, приходящейся на подразделение, в определенных случаях может быть крайне неудобно по ряду причин.

К примеру, когда на предприятии имеет место постоянная текучесть кадров или просто очень большое количество работников.

Тогда, конечно, гораздо сподручнее опереться на показатель расходов по оплате труда персонала.

Оцениваем расходы на оплату труда

Сумму расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период в подразделении или головном офисе рассчитывают обычным способом. То есть в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса. К расчету принимают расходы по оплате труда на конец периода (отчетного или налогового) нарастающим итогом с начала года.

Помните, что использовать для последующего расчета удельного веса зарплаты по подразделению в заработной плате по фирме в целом можно не все выплаты, начисленные в соответствии с данной статьей. А лишь те из них, которые отнесены к налоговым расходам фирмы (подразделения) в данном периоде согласно выбранному методу учета доходов и расходов (кассовый или метод начисления).

Остаточная стоимость амортизируемого имущества

Как уже было отмечено, для расчета доли прибыли подразделения (в том числе головного) необходим и второй показатель.

А именно удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества подразделения в остаточной стоимости такого имущества по фирме в целом.

Рассчитывают его как прямое соотношение остаточной стоимости основных средств подразделения и всех основных средств фирмы за данный отчетный (налоговый) период:

Удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества подразделения = Средняя остаточная стоимость основных средств подразделения за период : Средняя остаточная стоимость основных средств по фирме в целом за период

Источник: //www.buhkadr.ru/articles/855-nalog-na-pribyl-obosoblennyh-podrazdeleniy

На заметку бухгалтеру расчет налога на прибыль обособленного подразделения

Налог на прибыль обособленного подразделения

Новости/разъясненияВопросы НДФЛАрхиврассылки

Для малого бизнеса введут единый упрощенный отчет

Ответственность за регистрацию мнимого объекта в учете

Как уволить работника в отпуске

Налог на прибыль обособленного подразделения: практические рекомендации

Для малого бизнеса введут единый упрощенный отчет

2 мая Тюменская областная дума внесла в ГосДуму законопроект № 164161-7 «О внесении изменения в ст. 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». 

Как указывают инициаторы законопроекта, на сегодняшний день общая нагрузка по сдаче различного рода отчетов для микропредприятия может составлять до 45 форм в год.

Представление в соответствующие органы указанных форм отчетности требует временных и финансовых ресурсов, что ведет к сдерживанию развития предпринимательской деятельности.

Законопроектом предусматривается замена существующих форм отчетности, содержащих необходимые для уполномоченных органов государственной власти и  организаций сведения для контроля (надзора) и учета деятельности субъектов предпринимательской деятельности, единой упрощенной формой, сведения которой будут служить основанием для исчисления и уплаты налогов, страховых взносов. Право предоставления единой упрощенной формы будут иметь налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы и являющиеся микропредприятиями согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Документ: законопроект № 164161-7 «О внесении изменения в ст. 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Источник: www.nalog-briz.ru

Ответственность за регистрацию мнимого объекта в учете

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, счет 97 «Расходы будущих периодов» предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

Рассмотрим следующую ситуа­цию. По данным бухгалтерского учета за отчетный период в нашей организации получен убыток.

Налоговая инспекция настоятельно «предлагает» перенести часть расходов (заработную плату и страховые взносы работников по уже выполненным и принятым заказчиком договорам) на счет 97 для того, чтобы показать как минимум нулевой результат. Какие последствия будут для нашей организации, если мы выполним «рекомендации» налоговой инспекции?

Мнимые и притворные объекты бухучета

Заработная плата и страховые взносы работников по уже выполненным и принятым заказчиком в отчетном периоде договорам — это расходы данного отчетного периода. Указанные расходы могут отражаться на счете 97 только для того, чтобы избежать убытка «на бумаге», и такое действие будет трактоваться, как регистрация мнимого объекта бухгалтерского учета.

Согласно п. 2 ст. 10 Феде­раль­ного закона от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов учета в указанных регистрах.

Для целей применения Закона № 402-ФЗ под мнимым понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным — объект, отраженный в учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).

«Спрятав» текущие расходы, организация пытается сохранить хорошие отношения с налоговой инспекцией, но при этом вводит в заблуждение основных пользователей бухгалтерской отчетности (участников, акционеров, собственников имущества и т. п.) в отношении действительного положения дел в организации.

Как установлено в п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.07.99 г. № 43н, при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т. е.

исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей отчетности перед другими. В рассматриваемой ситуации приоритет отдан налоговой инспекции, т. е.

информация в бухгалтерской отчетности подается с целью удовлетворить именно ее требования, но полностью игнорируются требования остальных пользователей отчетности.

Кроме участников, акционеров, собственников имущества и т. п. пользователями бухгалтерской отчетности являются органы государственной статистики.

Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторскими заключениями, предоставляемые в органы государственной статистики по месту государственной регистрации организации, составляют государственный информационный ресурс.

Штраф за нарушение требований к бухучету

Регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта в регистрах бухгалтерского учета трактуется в ст. 15.

11 КоАП РФ как грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, за которое на должностных лиц организации налагается штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

При повторном совершении того же нарушения штраф увеличивается до размеров от 10 000 до 20 000 руб.

Виновные должностные лица также могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет. Согласно ст. 3.

11 КоАП РФ дисквалификация заключается среди прочего в лишении физического лица права занимать определенные руководящие должности (в том числе занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом).

Кто в ответе за бухучет

В формах бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 2.07.10 г. № 66н, предусмотрена подпись только руководителя организации, поэтому некоторые бухгалтеры считают, что к административной ответственности за нарушения при составлении бухгалтерской отчетности будет привлекаться только руководитель.

На самом деле руководитель отвечает за организацию бухгучета и хранение бухгалтерских документов (п. 1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ). Для выполнения данной функции он обязан возложить ведение бух­учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

Исключением является случай, когда руководитель может принять на себя обязанности по ведению бухучета, если руководимая им организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, или относится к субъектам среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ.

Если в трудовом договоре главного бухгалтера (должностной инструкции) присутствует обязанность ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, то административная ответственность за регистрацию мнимого объекта учета возлагается на главного бухгалтера, а не на руководителя организации.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухучете составляет два года со дня совершения административного правонарушения. При этом выявить данное нарушение в ходе проведения налоговой проверки может та же налоговая инспекция, которая и порекомендовала отразить расходы отчетного периода на счете 97.

Источник: //uchet-service.ru/buhvip175

Налог на прибыль в обособленных подразделениях

Налог на прибыль обособленного подразделения

Статья посвящена особенностям исчисления и уплаты организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, налога на прибыль с учетом изменений, внесенных в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ.

Исчисление и уплата налога

Согласно нормам главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации.

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, в составе которых имеются обособленные подразделения, определены в ст. 288 НК РФ. Положения данной статьи применимы для организации и ее обособленных подразделений, находящихся как на территории одного субъекта Российской Федерации, так и разных субъектов Российской Федерации.

Налог на прибыль распределяется между тремя уровнями бюджетов: федеральным, субъектов РФ и местными.

В связи с этим налогоплательщики — российские организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет (7,5%) сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Следовательно, долю авансовых платежей и налога, зачисляемую в федеральный бюджет по итогам налогового периода, уплачивает организация по месту своего нахождения без распределения ее по обособленным подразделениям.

Авансовые платежи и суммы налога, которые зачисляются в бюджеты субъектов РФ (14,5%) и бюджеты муниципальных образований (2%), необходимо уплачивать по местонахождению организации и каждого ее обособленного подразделения.

Доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по организации.

Напомним, что в п. 1 ст. 257 НК РФ речь идет только об основных средствах. Стоимость нематериальных активов в расчете доли прибыли не участвует.

Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств таких организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода.

Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, установленном Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения. Данная инструкция утверждена постановлением Госкомстата России от 07.12.98 № 121.

Выбранный показатель для расчета суммы налога (среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда) необходимо зафиксировать в приказе по учетной политике для целей налогового учета. Этот показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Вместо показателя среднесписочной численности работников организация с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со ст. 255 НК РФ. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения в общих расходах налогоплательщика на оплату труда.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

Если в каком-либо субъекте РФ установлена пониженная ставка налога на прибыль, она применяется только к доле прибыли, приходящейся на организацию и ее обособленные подразделения, расположенные на территории данного субъекта РФ.

Если на территории субъекта РФ, где установлена пониженная ставка налога на прибыль, расположены только обособленные подразделения организации, она применяется к доле прибыли организации, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Пример

ООО «Слай», находящееся в Москве, имеет обособленное подразделение в другом городе, в котором установлена пониженная ставка налога на прибыль, зачисляемая в бюджет субъекта РФ (10,5%).

Фирма уплачивает ежемесячные платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Показатель среднесписочной численности выбран фирмой для исчисления налога на прибыль по обособленному подразделению и зафиксирован в приказе по учетной политике для целей налогообложения.

В I квартале 2002 года ООО «Слай» получила прибыль в сумме 3 500 000 руб.

Среднесписочная численность работников фирмы составила за этот период 250 человек, в том числе работников обособленного подразделения — 70 человек.

Остаточная стоимость амортизируемого имущества на 1 апреля 2002 года:

всего по организации — 2 500 000 руб.,

в том числе по филиалу — 1 350 000 руб.

Доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, рассчитывается следующим образом.

1. Определение удельного веса среднесписочной численности работников обособленного подразделения в среднесписочной численности в целом по ООО «Слай»:

(70 чел. : 250 чел.) х 100% = 28%.

2. Определение остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по ООО «Слай» на конец отчетного периода:

1 350 000 руб. : 2 500 000 руб. х 100% = 54%.

3. Определение суммы прибыли, приходящейся на обособленное подразделение:

3 500 000 руб. х [(28% + 54%) : 2] = 1 435 000 руб.

Налог на прибыль, подлежащий уплате:

в федеральный бюджет

— со всей суммы налогооблагаемой прибыли:

3 500 000 руб. х 7,5% = 262 500 руб.;

в бюджет субъекта РФ

–по местонахождению обособленного подразделения:

1 442 000 руб. х 10,5% = 151 410 руб.;

— по местонахождению организации:

(3 500 000 руб. – 1 442 000 руб.) х 14,5% = 2 058 000 руб. х 14,5% = 298 410 руб.;

в местный бюджет

— по местонахождению обособленного подразделения:

1 442 000 руб. х 2% = 28 840 руб.;

— по местонахождению организации:

2 058 000 руб. х 2% = 41 160 руб.

Общая суммы налога на прибыль в целом по ООО «Слай», подлежащая уплате в бюджет:

262 500 руб. + 151 410 руб. + 28 840 руб. + 298 410 руб. + 41 160 руб. = 782 320 руб.

Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется организацией самостоятельно.

Правильность распределения налоговой базы и исчисления налога на прибыль по обособленным подразделениям проверяется налоговым органом по месту нахождения организации.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами Российской Федерации, налог подлежит уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных ст. 311 «Устранение двойного налогообложения» НК РФ.

Представление налоговой декларации

Пунктом 1 ст.

289 НК РФ установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по налогу обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять декларации в налоговые органы как по месту своего нахождения, так и каждого обособленного подразделения.1 Декларацию по налогу на прибыль должны составлять все организации, являющиеся налогоплательщиками согласно ст. 246 НК РФ. Не являются налогоплательщиками и, следовательно, не составляют декларацию филиалы и представительства.

По месту нахождения организации…

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода должны представлять в налоговую инспекцию по месту своего нахождения декларацию по налогу на прибыль в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Организации, имеющие обособленные подразделения, должны также заполнять следующие приложения к листу 02:

  • приложение № 5 к листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения». В нем указываются данные о начисленной сумме авансовых платежей и налога как в целом по организации, так и по организации без учета входящих в нее обособленных подразделений;
  • приложение № 5а к листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организации» для расчета начисленных сумм налога только в отношении обособленных подразделений. В зависимости от количества обособленных подразделений количество строк в приложении № 5а к листу 02 соответственно увеличивается. Показатели этой формы в основном совпадают с показателями приложения № 5 к листу 02. Отличия заключаются в том, что дополнительно необходимо указать наименования всех обособленных подразделений, их адреса и КПП. В то же время показатель общей налоговой базы в целом по организации не включен в данное приложение.

По месту нахождения обособленного подразделения…

В налоговую инспекцию по месту нахождения каждого обособленного подразделения организация также должна представлять (не позднее срока, установленного для подачи декларации за соответствующий отчетный (налоговый) период) декларацию по налогу на прибыль, включающую в себя:

  • титульный лист с общей информацией об организации и конкретном обособленном подразделении (лист 01);
  • расчет суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения конкретного обособленного подразделения (выписка из приложения № 5а к листу 02, касающаяся суммы налога, подлежащего уплате по месту нахождения конкретного обособленного подразделения).

В декларации по месту нахождения обособленного подразделения на с. 2 титульного листа заполняются данные об этом обособленном подразделении с указанием его наименования. При этом КПП по месту нахождения обособленного подразделения указывается на с. 1 титульного листа на основании соответствующего уведомления о постановке на учет организации.

Обратите внимание: адрес обособленного подразделения указывается в декларации только при направлении ее по месту нахождения обособленного подразделения. Если по месту нахождения организации находятся и ее обособленные подразделения, это должно найти отражение в приложении № 5а, а заполнения по этим обособленным подразделениям отдельных титульных листов декларации не требуется.

На расчете делается отметка налогового органа по месту нахождения налогоплательщика, подтверждающая включение в декларацию суммы авансовых платежей и налога на прибыль по обособленному подразделению, и проставляется штамп налогового органа.

Уплата налога

Организация уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения:

  • сообщают каждому обособленному подразделению о суммах авансовых платежей и налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, приходящихся на это обособленное подразделение, одновременно с представлением в налоговые органы по месту нахождения обособленного подразделения декларации по налогу на прибыль;
  • уплачивают суммы авансовых платежей и суммы налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по месту нахождения обособленного подразделения, приходящиеся на это обособленное подразделение.

Если на филиалы и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, согласно ст.

19 НК РФ возложены обязанности по уплате налога на прибыль, они уплачивают его в бюджет субъекта РФ и местный бюджет по месту своего нахождения.

Уплата налога производится на основании сообщенных им организацией указанных выше сведений о сумме авансовых платежей и налога на прибыль в эти бюджеты.

Отметка об этой обязанности обособленных подразделений должна быть сделана в графе 21 приложений № 5 и 5а к листу 02.

Источник: //www.RNK.ru/article/105081-nalog-na-pribyl-v-obosoblennyh-podrazdeleniyah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.