+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Специальная оценка условий труда

Содержание

Специальная оценка условий труда в 2019: пошаговая инструкция

Специальная оценка условий труда

← все новости

26.10.2018

Спецоценка условий труда введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – Закон № 426-ФЗ). В первую очередь, ее обязаны были провести предприятия с вредными и опасными условиями труда. А все остальные могли отложить спецоценку до декабря 2018 года. Теперь откладывать некуда. И с 1 января 2019 года спецоценка обязательна для всех.

Спецоценка введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет, хотя и не полностью.

По общему правилу, нужно проводить спецоценку каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет в соответствии с частью 4 статьей 8 Закона № 426-ФЗ.

Если ранее в компании проводили аттестацию рабочих мест, спецоценку этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения последней аттестации.

Если вы работали без спецоценки, поскольку закон это позволял, ее необходимо провести не позднее 31 декабря 2018 года.

Вообще спецоценку рабочих мест можно проводить поэтапно. Но, это не касается рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. По ним спеоценку нельзя разделять на этапы.

Это рабочие места:

  • тех, кто по роду профессии имеет право на досрочную пенсию;
  • работа, на которых дает право на гарантии и компенсацию в связи с вредными условиями труда;
  • работа, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или спецоценки были установлены вредные и опасные условия труда.

Ответственность за отсутствие спецоценки рабочих мест

За нарушение компанией установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение предусмотрено наказание.

Для руководителей и ИП – предупреждение или административный штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.

Для юридических лиц – штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей.

Так, работа без спецоценки может обойтись вам в 90 000 рублей штрафов.

Внеплановая спецоценка

Кроме плановой спецоценки рабочих мест в компании в ряду случае вы должны проводить и внеплановую. Она проводится, когда вводятся в эксплуатацию новые рабочие места, меняется технологический процесс, получено предписание от трудового инспектора. Это требование установлено в части 1 статьи 17 Закона №426-ФЗ.

Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения. Такой срок установлен частью 2 статьи 17 Закона № 426-ФЗ.

Инструкция по проведению спецоценки рабочих мест

1. Издать приказ о создании комиссии по проведению спецоценки условий труда

Директор компании должен издать приказ, в котором утверждается состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда и порядок ее проведения. При этом сам директор не просто является членом комиссии, он должен быть назначен ее главой.

Таково требование части 4 статьи 9 Закона № 426-ФЗ. Общее количество членов комиссии, включая председателя, должно быть больше 3х и нечетным. Среди них должен быть специалист по охране труда.

В маленьких компаниях обязанности по охране труда могут быть возложены на директора.

Образец приказа о проведении специальной оценки условий труда

2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения спецоценки условий труда

Созданная комиссии должна составить перечень рабочих мест по которым проводится спецоценка. Нужно учесть, что в компании могут быть, так называемые, аналогичные места.

Это рабочие места, которые расположены в одном или однотипных помещениях, оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения, на которых работают работники по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени, используют однотипное оборудование, материалы, сырье и т.п.

В случае с аналогичными рабочими местами оценить нужно только 20% от их общего числа. Но в любом случае их должно быть не менее двух в соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 426-ФЗ. На аналогичные рабочие места нужно заполнять одну карта специальной оценки условий труда.

3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Комиссия, утвержденная приказом директора «О проведении специальной оценки условий труда», должна составить график проведения спецоценки. Он утверждается отдельным приказом директора.

Образец Приказа об утверждении графика спецоценки

4. Заключить договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, компания должна заключить договор со специализированной организацией. Это регламентировано в статьях 19-21 Закона № 426-ФЗ. Реестр аккредитованных организаций размещается на сайте Минтруда России.

5. Передать в организацию, которая проводит спецоценку, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, компания обязана предоставить ей документацию, характеризующие условия труда на рабочих местах. Это могут быть проекты, схемы, техническая документация на оборудование, сертификаты на материалы и сырье и т.п.

6. Утвердить результаты выявления потенциально вредных и опасных производственных факторов

Во время проведения спецоценки, специализированная организация, в первую очередь, выявляет потенциально вредные и опасные производственные факторы. Эксперт проверяет оборудование, материалы, сырье на предмет наличия вредных и опасных факторов.

Результаты выявления или идентификации (как это названо в Законе № 426-ФЗ) вредных условий труда должна утвердить ранее созданная комиссии по проведению спецоценки в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона №426-ФЗ.

Затем измеряются фактические значения вредных и опасных факторов.

После полного исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Классификация приведена в статье 14 Закона № 426-ФЗ.

7. Утвердить отчет о проведении спецоценки условий труда

По итогам спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной комиссии и утвержден ее председателем.

Если кто-то из членов комиссии не согласен с результатами специальной оценки условий труда, он может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении спецоценки условий труда

Компания, в которой проводилась спецоценка условий труда обязана в течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки обязана уведомить об этом специализированную организацию и направить в ее адрес копию утвержденного отчета.

Сделать это можно любым способом. Но у вас обязательно должно быть подтверждение факта уведомления.

9. Сдать Декларацию соответствия условий труда

Если вредные и опасные производственные факторы не выявлены, рабочие места признаны оптимальными или допустимыми, компания должна сообщить об этом в свою трудовую инспекцию.

Для этого нужно в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки сдать Декларацию соответствия, утвержденную приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

10.Разместить результаты спецоценки на сайте компании

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении спецоценки компания должна разместить сводные данные о результатах на своем официальном сайте, если такой имеется. Это требование части 6 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.

В отчете, который размещается на сайте указываются установленные классы и подклассы условий труда на рабочих местах и приводится перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. По сути, это данные из Декларации соответствия (разделы 5 и 6).

11. Ознакомить сотрудников с отчетом о проведении спецоценки

В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки компания должна под роспись ознакомить своих сотрудников с результатами спецоценки согласно части 5 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.

12. Внести данные о спецоценке в отчетность ФСС

При сдаче очередной отчетности в ФСС по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний нужно заполнить соответствующие данные в форме 4-ФСС, которая утверждена приказом ФСС России от 26 сентября 2016 года №381.

Это требование закреплено в подпункте 18 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

13. Внести правки в трудовые договоры с сотрудниками

Пункт об условиях труда на рабочем месте нужно включить в трудовые договора с новыми сотрудниками. В договора с имеющими сотрудниками нужно внести изменения или подписать с ними дополнительное соглашение с указанием классификации условий труда на их рабочем месте.

14. Использовать результаты спецоценки при установлении рабочего времени и предоставлении отпусков

Сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Источник: www.buhgalteria.ru/article/n167655

Узнать больше о Системе Кадры

Источник: https://kgermak.ru/news.php?id=559

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.

) – единый комплекс последовательно выполняемых процедур по выявлению и оценке уровня воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на работников.

Процедура вводится с 1 января 2014 года для того, чтобы урегулировать систему предоставления льгот и гарантий, а также повысить ответственность работодателей перед работниками.

Работодатель, который не сделает рабочее место сотрудника безопасным, обязан выплачивать повышенный страховой взнос в Пенсионный фонд, а также предоставлять компенсации работникам. Повышенная тарифная ставка за работу во вредных условиях составит порядка 4% страховых взносов. Чем лучше условия, тем ниже тариф, а если условия труда безопасны – то дополнительные тарифы снимаются.

На случай бездействия работодателей видоизменяется система назначения штрафных санкций.

Точнее, вводится дифференциация правонарушений законодательства о труде: за нарушение охраны труда, необеспечение работника средствами индивидуальной защиты, нарушение процедуры или непроведение СОУТ, за отсутствие медицинских осмотров.

Теперь инспектор по труду, обнаруживший ошибку работодателя, которая пока еще не привела к непоправимому случаю, может вынести предупреждение или наложить административный штраф на работодателя.

Так, в среднем, в 2,5 раза выросли штрафы за повторные аналогичные правонарушения в сфере охраны труда.

Теперь для юридических лиц предусмотрен штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 40 тысяч рублей или, по усмотрению инспектора, приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Для должностных лиц размер штрафа за аналогичное повторное правонарушение составляет от 30 до 40 тысяч рублей или дисквалификация сроком от 1 года до 3-х лет. Подробнее о новых штрафах читайте в материале: «Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции».

Прародительницей СОУТ явилась аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.), которая также представляет собой процедуру оценки условий труда на рабочих местах с последующей их рационализацией.

Поэтому в новой процедуре, СОУТ, отчетливо прослеживаются отголоски традиционной формы – АРМ. Те же цели, те же задачи, практически та же схема проведения работ.

То есть – та же аттестация, только в новом веянии, с более структурированной и содержательной направленностью и с новым статусом – «специальная оценка условий труда».

Первым делом, в новой процедуре будет уделено внимание опасным и вредным отраслям.

Как показали результаты предшествующей процедуры – АРМ, количество рабочих мест с неблагоприятными факторами вышло за пределы Списков №1 и №2 и сегодня составляет порядка 32% от общего количества работающего населения.

Столь существенная разница – из-за условий труда, в которых приходится работать населению. Минтруд не исключает, что с введением СОУТ эта цифра может некоторое время увеличиваться, но картина станет более объективной.

Предложение о замещении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда (именно эта мысль лежит в основе спецоценки условий труда) основано на экономическом стимулировании работодателей к улучшению условий и охраны труда на рабочих местах.

Предполагается, что с введением СОУТ нагрузка на бизнес снизится в два раза, благодаря чему работодатели смогут со спокойствием вкладывать финансовые средства на улучшение условий труда, а не на то, как бы провести АРМ в очередные пять лет, даже если рабочее место не нуждается в этом.

А нуждается оно в проверке или нет – решать комиссии по спецоценке условий труда.

Экспертная оценка рабочих мест

Под первоначальную проверку будут попадать все рабочие места. Весь вопрос заключается в том, каким образом будет осуществляться их проверка.

В соответствии с представленной версией законопроекта, будет организовываться комиссия по спецоценке условий труда, состав которой остается прежним: представители работодателя (включая специалиста по охране труда), представители профсоюза, эксперты и сотрудники аккредитованной организации.

Они и решат, будут ли проводиться инструментальные замеры на рабочем месте. Или же примут решение о переводе его в статус безопасного, точнее, подготовят декларацию для Минтруда с заключением оптимальных и допустимых условий труда на рабочих местах.

Подобная экспертная оценка рабочих мест или идентификация потенциально вредных и опасных факторов проводится на всех рабочих местах, за исключением тех, которые состоят в списке на досрочные пенсии по старости и на гарантии и компенсации.

На этих рабочих местах, минуя этап идентификации, всегда должны проводиться исследования и измерения факторов.

К тому же, как пояснил первый замминистра Минтруда С.

Вельмяйкин, решать о том, стоит ли проводить замеры на рабочем месте организации можно также и при помощи профсоюзов, так как в них состоят квалифицированные специалисты, которые «не хуже любого эксперта могут вынести оценку рабочему месту». Но так как профсоюзных организаций сегодня осталось мало, лавры по-прежнему будут в руках аккредитованных организаций.

Процесс идентификации вредных и опасных факторов на рабочих местах должен проходить под чутким вниманием работодателя и работников. Если в течение последующих 5 лет, на рабочем месте, которое отнесено по оценкам экспертов к безопасному, не произошло ни одного инцидента, происходит автоматическая пролонгация результатов СОУТ на последующие 5 лет.

Аккредитованная организация: новый участник?

Нет, это та же самая организация, которая осуществляет функции по замерам факторов производственной среды, оценке травмоопасности и проверке обеспеченности СИЗ. Только ранее она называлась аттестующей организацией.

По требованиям она должна являться юридическим лицом, специально аккредитованным на выполнение работ в области специальной оценки условий труда. И снова подчеркивается роль независимости организации к деятельности работодателя и к предоставлению результатов.

А чтобы уж, наверняка, закрепить данные правоотношения, аккредитованная организация должна провести обязательное страхование ответственности.

В случае причинения имущественного вреда и за нарушение требований российского законодательства в ходе проведения исследований производственной среды аккредитованная организация обязана возместить убытки, причиненные организации.

А что же становится с аттестующими организациями? Так как АРМ отменяется, появляется новая область – СОУТ, на которую также необходимо иметь аккредитацию.

Минтруд идет навстречу и для аттестующих организаций: с областью аккредитации на аттестацию рабочих мест можно продолжать оказывать услуги и по специальной оценке условий труда до срока окончания действия аттестата аккредитации, но не позднее 1 января 2019 года. К тому моменту каждая организация должна получить аккредитацию на новую область – СОУТ.

Лабораторные измерения будут проходить с помощью научно-доказанных методов и методик измерений, которые аккредитованная организация посчитает для себя наиболее подходящими. Испытательные лаборатории по-прежнему должны иметь разрешение на измерение всех видов факторов: химических, биологических, физических, факторов трудового процесса. В порядке о СОУТ дается их обновленный перечень.

И теперь, к примеру, такой фактор, как психоэмоциональная напряженность измеряться не будет, так как Минтруд совместно с Роспотребнадзором выявили необъективность использования данного измерения, ведь измерять надо то, что поддается приборам. Замеры осуществляются только сертифицированными средствами измерения, подлежащими обязательной периодической поверке в Ростехрегулировании.

Изменились требования к экспертам аккредитованных организаций. Они, как и прежде, должны иметь высшее техническое и дополнительное профессиональное образование. Стаж практической работы должен составлять не менее трех лет. К нововведениям относятся:

  • Аккредитованная организация по СОУТ должна обязательно иметь в штате не менее пяти экспертов, имеющих право на выполнение работ по СОУТ, среди которых обязательно должен быть один эксперт по одному из профильных образований по специальности – врач по общей гигиене, по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям или по гигиене труда.
  • Все сведения об экспертах теперь будут храниться в общей системе – реестре экспертов, который будет вестись федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. В нем будет отражаться вся информация о практической деятельности, стаже, направлениях деятельности и даже «сроках годности» сертификата на право выполнения работ по СОУТ.

С введением СОУТ, усилится ответственность экспертов при выполнении оценки рабочего места. И за любое неправильное решение ему грозит штраф или дисквалификация из рядов экспертов, т.е. «запрет на профессию».

Спецоценка условий труда вне плана

Проводится при вводе новых рабочих мест, при изменении технологического процесса, по предписанию государственного инспектора труда, замене производственного процесса, при обращении профсоюзной организации или работника.

Новое в законопроекте то, что теперь уточняются условия, вплоть до процентного соотношения, при которых АРМ проводится. До изменений в Приказе Минздравсоцразвития № 342н, АРМ проводилась при указанных условиях в течение 60 рабочих дней, после изменений, внесенных Приказом Минтруда № 590н в течение года.

По новому порядку, СОУТ при вводе новых рабочих мест также актуальна, а вот, к примеру, при замене производственного оборудования будет проводиться только в том случае, если с введением его в процесс изменяется свыше 30% общего объема технологических операций.

Эксперты отмечают целесообразность подобных уточнений, т.к. изменяя общий характер работ можно проследить вариации на рабочем месте.

Специальная оценка условий труда как один из этапов совершенствования системы охраны труда

Интенсивность изменений, которая стала присуща аттестации рабочих мест, видима. Что только не пришлось испытать АРМ за годы своего существования в системе охраны труда. Аттестация условий труда, которая берет свое начало еще с советских времен, сегодня признается не то, что нерезультативной, а скорее неупорядоченной.

Если же быть точным, неупорядоченным является законодательство, в котором произошли нестыковки, к примеру, в системе предоставления компенсаций и льгот.

Из-за этого возникали трудности, а иной раз, и судебные тяжбы, в которых работник выражал возмущение по поводу отмены компенсаций, которые ему назначались десятилетиями и вдруг, по результатам проведения очередной АРМ, стали не угодны.

Помимо АРМ, законодательством также была предусмотрена спецоценка в целях освобождения работодателя от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

То есть получалось, что работодатель должен был дважды подтверждать условия труда, созданные на рабочих местах организации, что в обоих случаях сопровождалось материальными затратами.

Поэтому ведомство в лице Минтруда РФ решило заменить АРМ на СОУТ, в котором все аспекты российской законодательной практики будут разложены по порядку, за счет чего и будет снижаться нагрузка на бизнес.

К сведению.Помимо существующего института досрочных пенсий вводится также институт корпоративных пенсий в рамках негосударственного пенсионного страхования.

Работодатель и работник, в таком случае, должны самостоятельно решить – остаться в традиционной системе или же уйти в частную программу.

На какое бы направление не пал их выбор, дополнительный страховой тариф за вредные условия труда будет по-прежнему выплачиваться работодателем, но уже в ту систему, в которой предпочел остаться работник.

Процедура АРМ, если приглядеться внимательно, не несла в себе ничего отрицательного. Единственное, существовало множество споров о неэффективности. То есть, проводить проводят, а улучшений нет. А ведь ее цель – не улучшение.

Ее цель – указать работодателю на слабые места в работе производственной среды и подтвердить безопасность условий труда. Именно работодатель должен быть главным инициатором в организации приемлемых условий труда, никто иной.

Представленная модель специальной оценки условий труда позволяет существенно упорядочить законодательство, согласовать множество нормативных актов о труде.

Касаемо рынка услуг по оценке условий труда, по мнению ряда экспертов, приход новой системы – не без угроз для бизнеса, так как он может пополниться недобросовестными «однодневными» участниками и он будет физически не способен выводить их оперативно.

Помимо этого, ожидается резкий скачок в ценовой политике по оказанию услуг СОУТ. Если ранее аттестация 1 офисного рабочего места составляла от 1 500 до 2 200 тыс. руб., то со спецоценкой минимум устанавливается на 4 тыс. рублей.

Цитата:По словам генерального директора Экспертно-аналитического центра “Технологии труда” А.А. Андреева: Говоря о специальной оценке условий труда, мы прекрасно понимаем, что новый закон ужесточает требования к компаниям, поэтому далеко не все смогут им соответствовать и выдержать конкуренцию с более сильными компаниями.

Точные прогнозы об эффективности СОУТ давать пока рано – процедура должна прежде заработать. Исходя из этого, можно будет судить о ее результативности в системе охраны труда.

Скачать ФЗ N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»  

Скачать проект ФЗ «О специальной оценке условий труда»  

Аналитика МИНТРУДА о проекте ФЗ «СОУТ». 

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://1cert.ru/stati/spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda

Соут – специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда

Ст. 22 Трудового Кодекса РФ относит исполнение законодательства по специальной оценке условий труда (СОУТ) к обязанностям работодателя. Минимум раз в 5 лет провести СОУТ должны все организации и индивидуальные предприниматели, имеющие работников.

Понятие СОУТ

Соут – специальная оценка условий труда, представляющая из себя комплекс действий по проверке рабочих мест на соответствие их санитарно-гигиеническим нормам и выявление вредных и неблагоприятных факторов воздействия.

Многим работодателям СОУТ 2018 года необходимо закончить до 31 декабря – это требование закона, за нарушение срока введены административные штрафы. Специальная оценка труда в 2018 г. обязательна для всех компаний и ИП, заключивших трудовые договоры (правила установлены законом «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

СОУТ не проводится:

  • в отношении трудящихся на дому;
  • при дистанционной работе;
  • если работодатель – физическое лицо, не зарегистрированное как предприниматель.

В случае наличия аналогичных (схожих) рабочих мест СОУТ организации назначается только для 20% таких мест, но не менее чем для двух.

Виды СОУТ

Различают плановую и внеплановую оценку условий труда. Плановая осуществляется один раз в 5 лет. Внеплановая – при изменившихся факторах, сказывающихся на рабочих условиях, в том числе:

  • если возникли новые рабочие места;
  • произошло изменение технологии или оборудования;
  • начато использование нового сырья, материалов, технологий и т.п. (повлекшее изменение вредного воздействия);
  • стали применяться другие индивидуальные средства защиты.

Кроме того, внеплановая проверка назначается:

  • по предписанию трудинспектора при выявлении им нарушений;
  • если произошел несчастный случай на производстве;
  • по обоснованному предложению профсоюза или другого органа, представляющего интересы работников.

Как организуется спецоценка

Для проводящих СОУТ организаций и ИП установлен такой порядок действий:

  • Создается комиссия. Число участвующих – нечетное. В ее составе, как представители работодателя, так и работников (участвует и специалист по охране труда). Возглавляет комиссию руководитель компании (его представитель)/сам ИП.
  • Издается приказ о деятельности комиссии, утверждается график работы.
  • Определяются рабочие места для проведения СОУТ.
  • Заключается договор со специализированной организацией. Организации, проводящие СОУТ должны быть включены в реестр СОУТ Минтруда и соцзащиты, публикуемый на официальном ]]>сайте]]> Министерства (для них также есть требования: СОУТ – в числе основных видов деятельности, количество экспертов не менее 5, наличие лаборатории для проведения испытаний условий труда СОУТ).

Порядок проведения СОУТ

После предварительных процедур начинается само проведение СОУТ (методика утв. приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н).

В специализированную организацию, заключившую договор на СОУТ, передаются документы и информация, касающаяся рабочих мест и созданных на них условиях. Она оценивает рабочие места, проводит их идентификацию.

На основе идентификации оценивается влияние вредных факторов на рабочие места. Оценка СОУТ заключается в том, что условия признают:

  • оптимальными – соответствующие нормам и требованиям;
  • допустимыми – воздействие минимально и незначительно;
  • вредными – есть влияние вредных факторов на состояние здоровья;
  • опасными – угрожающими здоровью и безопасности.

Устанавливаются классы и подклассы по вредности (с 1-го 4-й).

Идентификация не проводится:

  • по должностям, обеспечивающим досрочный выход на пенсию;
  • по местам, на которые распространяются гарантии и компенсации за вредные условия;
  • на рабочие места, по которым ранее были установлены аттестацией или спецоценкой вредные или опасные факторы.

Результаты идентификации утверждаются комиссией.

Для первых двух категорий (оптимальные и допустимые) дальнейшее исследование не проводится. Если же вредное влияние выявлено, то проводятся дополнительные исследования по их измерению.

Результаты СОУТ

По итогам исследований и измерений организация составляет отчет. Его подписывают участники комиссии, а утверждает руководитель. Далее (на основании ст. 15 закона 426-ФЗ):

  • В течение 3 рабочих дней уведомление и копия отчета отправляется в организацию, проводившую исследования.
  • В течение 30 дней работодатель обязан ознакомить работников со спецоценкой под роспись.
  • Не позднее 30 дней результаты публикуются на официальном сайте организации-работодателя. В публикации указываются установленные классы вредности, а также размещается планируемый перечень мероприятий по улучшению условий.
  • Результаты СОУТ надо отразить в отчете в Фонд соцстрахования, подаваемом по форме 4-ФСС.

Кроме того, по выявленным вредным производственным условиям работодатель обязан учитывать требования закона, а именно:

  • установить сокращенный рабочий день – не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст.92 ТК);
  • ввести дополнительный 7-дневный отпуск (ст.117 ТК) и назначить денежную компенсацию (4% от должностного оклада) (ст.147 ТК);
  • внести изменения в заключенные трудовые договоры с работниками, указав в них условия, выявленные СОУТ, труд в таких условиях, гарантии и компенсации за них.

Цена СОУТ

Единой установленной цены нет.

Размер стоимости проводимой оценки отличается по регионам и колеблется, в основном, в диапазоне от 600 до 1500 рублей за 1 рабочее место («от» – потому что точный вариант необходимых исследований зависит от специфики предприятия; цена меньше, если вредных факторов нет, а рабочих мест много).

Иногда организация, имеющая право на проведение СОУТ, назначает минимальную стоимость договора – например, не менее 15 тысяч рублей. Так, СОУТ Москва (точнее, московские компании) предлагает провести, в среднем, по стоимости около 2000 рублей за рабочее место, но не ниже 10 000 рублей за организацию.

Так как СОУТ в 2018 году вынуждены проводить все работодатели, за срочность проведения до начала 2019 года уже назначают доплату.

В случае, если СОУТ не будет проведена, то в законодательстве предусмотрены штрафы (ст. 5.27.1 КоАП): для ИП и должностных лиц 5-10 тыс. руб., а для юрлиц – 60-80 тыс. руб. Отсутствие СОУТ, ставшее причиной тяжкого вреда здоровью работника, или повлекшее его смерть, наказывается штрафом от 400 тыс. руб. или лишением свободы до 5 лет (ст. 143 УК РФ).

Декларирование

Если условия признаны оптимальными или допустимыми, в территориальный орган службы по труду и занятости (Госинспекция труда) в течение 30 рабочих дней со дня утверждения отчета об оценке подается декларация СОУТ. Декларирование осуществляется в соответствии с Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н по установленной форме.

Через 5 лет, если на задекларированных местах не было несчастных случаев или выявленных профзаболеваний, действие декларации продляется еще на 5 лет (ст. 10 Приложения 2 к Порядку подачи декларации, утв. Приказом Минтруда № 80н). Были такие случаи – действие декларации прекращается, должна назначаться внеплановая проверка.

Источник: https://spmag.ru/articles/sout-specialnaya-ocenka-usloviy-truda

Специальная оценка условий труда: для чего нужна, кто должен проводить, порядок проведения

Специальная оценка условий труда

Несколько лет назад, чтобы определить какие условия деятельности у работников на предприятии, организовывалась аттестация рабочих мест. По ее итогам людям, работающим в компаниях, предоставлялись различные компенсации за вредность. Но с 2014 года эта процедура была заменена на комплекс мероприятий, который получил название специальная оценка условий труда.

Для чего нужна спецоценка

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это изучение рабочих мест на фирме и определение степени влияниях их на здоровье работников хозяйствующего субъекта. Она проводится в соответствии с ФЗ независимыми внешними специалистами.

В настоящее время действует переходный период, так как для работодателей, у которых аттестация прошла до вступления в силу этого нормативного акта, пять лет учитываются ее результаты. Ожидается что данные фирмы с 2018 года в полном объеме начнут проводить ее.

Необходимость СОУТ определяется в установлении степени опасности для работников каждой профессии на предприятии. По ее результатам предприятиям и предпринимателям необходимо предоставлять сотрудникам специальные защитные средства и одежду, специальное питание, производить компенсационные выплаты различного характера и отчислять необходимые взносы в фонды.

Эта процедура необходима для каждой стороны трудовых отношений.

Важность проведения СОУТ
Для работодателяДля работника
Она нужна для соблюдения действующего законодательства и избежания различных наказаний, а также для экономического обоснования расходов на улучшения условий деятельности. Тем более, что затраты на проведение СОУТ компенсируются государством из средств ФСС при предоставлении соответствующих подтверждающих документов. А при удовлетворительных условиях труда, фирма может снизить нагрузку по взносам в соцстрах.Спецоценка позволяет получить, в случае присутствия вредных или опасных условий, льготный стаж и право досрочного выхода на пенсию.

Независимые эксперты могут присваивать после проведения различных замеров следующие уровни (классы) влияния на здоровье человека его рабочего места:

  • Оптимальные условия труда;
  • Допустимые условия труда;
  • Вредные условия труда;
  • Опасные условия труда.

В каждом классе еще существуют подразделения.

Кто должен проводить специальную оценку

Согласно действующему законодательству проведение специальной оценки условий труда обязательна для большинства работодателей. Ее нужно проводить компаниям, учреждениям, предпринимателям, являющимися работодателями. Исключение составляют только ИП без работников и физические лица, заключающие трудовые контракты с людьми.

  Методика проведения специальной оценки условий труда

Что подлежит спецоценке?

Изучению и измерению подлежат все рабочие места. При этом если сотрудники работают на территории заказчика, СОУТ также должна проводиться работодателем.

Исключения составляют:

  • Рабочие места надомников (работа осуществляется дома у работника);
  • Дистанционные рабочие места (вне места расположения организации с использованием средств интернета и коммуникаций);
  • Рабочие места у физических лиц, выступающих работодателями.

При проведении СОУТ нужно учитывать, что идентичные места работы изучаются как одно. Например, в компании в штатном расписании присутствует должность водитель автобуса, на которой занято 10 человек, работающих на одинаковых машинах. Оценке подлежит одно рабочее место водителя автобуса, а результаты процедуры применяются ко всем 10 работникам.

Но если автобусы будут существенно отличаться друг от друга (степень влияния на здоровье), то нужно проводить оценку по каждому виду. Например, водитель ГАЗ, водитель ЗИЛ, водитель КАМАЗ.

Также при определении количества объектов изучения имеет значение нахождение рабочего места, например, освещение, отопление, вентиляция, кондиционирование и т. д. Если значения этих показателей одинаково, то рабочие места можно группировать, и проводить СОУТ одного.

Минимально в хозяйствующем субъекте проверяются два рабочих места. Статистика показывает из-за аналогичности в среднем изучению подлежат где-то двадцать процентов мест от общего количества.

С 2016 года работник имеет право направлять своему работодателю предложения по осуществлению у него на рабочем месте СОУТ. А организация при проведении оценки независимыми специалистами должна обеспечить их всей необходимой информацией о рабочем месте будь это документация или устные пояснения.

С этого года независимые эксперты должны придерживаться единых методик по проведению спецоценки, которые они определяют самостоятельно. В настоящее время применяются методики, используемые еще при аттестации. Их утверждение в качестве таковых должно быть завершено к 31.12.2020 года.

Источник: https://ip-on-line.ru/kadry/spetsialnaya-otsenka-uslovij-truda.html

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Специальная оценка условий труда

Ниже мы разберемся, как проводится специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ, рассмотрим порядок проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, кому и с какой периодичностью следует заниматься спецоценкой.

Официальный документ смотрите здесь: СКАЧАТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 426 ФЗ
Методика проведения спец. оценки условий труда: СКАЧАТЬ МЕТОДИКУ 33н

C 1 января 2014 года согласно Федеральному закону 426 появилась процедура специальной оценки условий труда (СОУТ), которая заменила мероприятие по аттестации рабочих мест. Согласно СОУТ имеется значительное сокращение затрат на различные процедуры.  А именно, на многих рабочих местах вообще не требуется проведение различных инструментальных замеров.

Итак, условия труда определяются специальной оценкой условий труда.

КРАТКО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда.

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

— это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника

Итак, факторы у нас есть, и мы их выявили. Все эти факторы могут привести к ухудшению Вашего здоровья или нет?  Ну, например, я сижу в машине и играет негромкая музыка в радиоприемнике.

Понятно, что к тугоухости это не приведет. А вот если я хорошо добавлю громкость и буду слушать приемник каждый день по 8 часов в сутки, то понятно, что будет нарушение слуха, т.е.

будет ухудшение здоровья.

Поэтому мы должны определить влияние выявленных факторов на работника.

III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов

Здесь все понятно. В случае превышений уровней опасных факторов, работодатель обязан обеспечить работников СИЗ и средствами коллективной защиты.

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

 1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

 2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ.

Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще).

Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

√ Создать современную схему госконтроля и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.

1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:

1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он выбирает аккредитованную компанию и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.

2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:

• задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
• состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
• возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).

Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%.

Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2.

Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.

По 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда», такими считаются РМ:

• оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
• предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
• размещенные в типовых пространствах;
• требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.

3. Определение ОПФ и ВПФ, причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах.

Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация.

Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.

4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.

Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.

5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:

• свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
• сводной ведомости спецоценки;
• заключений задействованных специалистов;
• рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
• списка проработанных РМ (включая аналогичные);
• трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ.

6. Ознакомление. После того, как итоговый отчет был подписан всеми уполномоченными лицами, работодатель:

• знакомит трудящихся с касающейся их информацией по проведенной спецоценке;
• обнародует сводную информацию о проведенной СОУТ на собственном интернет-ресурсе.

На это ему дается 30 дней.

7. Внесение итогов в реестр. Полученную в ходе СОУТ информацию в спецсистему госучета вносят эксперты привлеченной организации. С момента ввода в действие итогового документа по СОУТ им на это дается 10 дней.

Итак, мы разобрались, как применяются для специальной оценки условий труда закон 426 ФЗ и утвержденная приказом 33н методика проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, рассмотрели порядок ее проведения и поняли, на каких РМ ее нужно организовывать, а на каких – нет.

Скачать 426 ФЗ и методику проведения СОУТ можно по ссылкам, размещенным вначале статьи.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(8 4,38 из 5)

Источник: https://beltrud.ru/sout-dlya-kazhdogo-426-fz-o-spetcialnoy-otcenke-usloviy-truda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.