+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

— Организация бизнеса — Закон и право — Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

В случае возникновения конфликтных ситуаций в рамках рабочей деятельности, их урегулирование может проводить трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. При этом действовать подобные органы могут на различных уровнях, и отвечать за различные возможные ситуации. И знать об особенностях деятельности данных институтов стоит каждому – и трудящимся, и работодателям.

Что такое трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Под трехсторонней комиссией в большинстве случаев подразумевается коллективный орган, который занимается решением различных споров, возникающих в рамках осуществления трудовой деятельности.

Формирование и функционирование таких органов призвано эффективно защищать интересы каждого участника отношений трудового характера и обеспечивать наиболее всестороннее и беспристрастное расследование.

Как можно понять из наименования таких комиссий, в них всегда участвуют три стороны:

  • Сторона работодателя. Работодатели в обязательном порядке активно участвуют в деятельности большинстве комиссий и всегда являются одной из сторон трудового спора. При этом участвовать может как работодатель лично, так и его доверенный представитель – в том числе как из числа работников предприятия, так и не являющийся его сотрудником.
  • Сторона работника. Интересы сотрудников в рамках спорных и конфликтных ситуаций могут защищать они сами, а также профсоюзные организации. При этом право работника на защиту своих интересов является неприкасаемым – если он хочет его осуществлять самостоятельно, то профсоюз не может делать это вместо него, сотрудник всегда имеет право быть участником любых касающихся его процессов.
  • Сторона государства. Так как и сторона работника, и сторона работодателя в первую очередь стремятся защитить свои собственные интересы, часто вне зависимости от фактических обстоятельств, то присутствие представителей исполнительной власти и контролирующих органов в составе комиссии призвано обеспечить беспристрастное рассмотрение ситуации в соответствии с требованиями законодательства.

Трехсторонние комиссии формируются не в каждом случае. При спорах без значительных последствий, может быть сформирована лишь двухсторонняя комиссия из представителей работодателя и трудящегося, без привлечения государственных органов.

Законодательное регулирование трехсторонних комиссий

Российское законодательство достаточно глубоко регулирует вопросы формирования рассматриваемых комиссий. В частности, для понимания правовых механизмов, соответственно которым функционируют подобные органы, нужно обратить внимание на следующие нормативно-правовые документы и их отдельные положения:

  • Ст.35 ТК РФ. Её положения являются основополагающими в определении деятельности трехсторонних комиссий в целом, и обеспечивают полноценное регулирование деятельности различных видов подобных органов для реализации социального партнерства.
  • ФЗ №92 от 01.05.1999. Данный закон регламентирует деятельность Российской трехсторонней комиссии, как одного из основных органов, обеспечивающих в РФ разработку и имплементацию различных нормативов, связанных с трудовыми взаимоотношениями.

Помимо вышеозначенных нормативов, также существует и ряд других документов, в которых рассматривается деятельность различных трехсторонних комиссий и может потребоваться их формирование или участие.

Трехсторонними комиссиями согласно положениям ст. 35 ТК РФ называются только федеральные, региональные, территориальные или отраслевые органы. Для решения трудовых споров и расследования несчастных случаев на предприятии также формируются трехсторонние комиссии в некоторых ситуациях, однако чаще всего под трехсторонней комиссией понимается именно федеральный орган.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Основным органом, регулирующим социально-трудовые отношения, является Российская трехсторонняя комиссия (РТК).

Деятельность этого органа регламентируется отдельным вышеозначенным федеральным законом №92 и предполагает участие его в решении большинства вопросов, касающихся разработки и внедрения нормативов общего трудового права в России на территории всех её субъектов.

В РТК входят – Правительство РФ как представитель государства, а также представители объединения профсоюзов и объединения работодателей РФ, для обеспечения фактического участия сторон трудовых взаимоотношений через своих представителей в формировании трудового законодательства.

В сферу деятельности и ответственности РТК входит:

  • Разработка минимальных размеров оплаты труда.
  • Контроль нормативов отдыха сотрудников.
  • Внедрение различных ограничений в трудовой деятельности, например, по возрасту, состоянию здоровья и полу.
  • Разработка и контроль средств и механизмов охраны труда.

РТК не является законодательным или исполнительным органом государственной власти. Решающий голос в ней имеет Правительство РФ, которое и принимает все виды документов, регулирующих вышеозначенные сферы деятельности самостоятельно, если в рамках комиссии не удалось достичь приемлемого для всех сторон соглашения.

В региональных, территориальных или отраслевых трехсторонних комиссиях решаются аналогичные вопросы, однако на уровне соответствующих территорий, субъектов РФ или отраслей деятельности. Представители сторон в таких комиссиях также состоят из работодателей и профсоюзных организаций, ведущих свою деятельность на рассматриваемой территории или в рассматриваемой отрасли.

При этом все решения и имплементация региональных или отраслевых проектов также проводятся при решающем значении мнения соответствующих представителей государства – территориальных или региональных властей, либо представителей ведомств, курирующих определенные отрасли хозяйственной деятельности. (39 голос., 4,30 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/trehstoronnyaya-komissiya-po-regulirovaniyu-sotsialno-trudovyh-otnoshenij.html

Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

В состав комиссии по регулированию СТО входят уполномоченные представители каждой из сторон.

Чтобы обеспечить урегулирование отношений в социально-трудовой сфере, с целью проведения колпереговоров, разработки проектов колдоговоров или соглашений и их дальнейшего заключения, а также для выполнения контролирующей функции за их реализацией, по обоюдному решению сторон организовываются комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (СТО). Главной формой работы таких комиссий являются заседания.

Решения, которые принимаются в ходе их проведения, должны быть оформлены в виде протокола.

В состав комиссии по регулированию СТО входят уполномоченные представители каждой из сторон. Важно отличать представителей обеих сторон, входящих в состав, которые обладают правом принимать окончательное решение и от имени определенной стороны ставить подпись под утвержденным коллективным договором, и особ, которые включены в состав комиссии для участия в ее работе.

Полномочия последних определяют исполнительные властные структуры или структуры местного самоуправления, если это предусматривается на законодательном уровне, а также по соглашению сторон.

Виды комиссий

Комиссии по регулированию СТО подразделяются на несколько видов в зависимости от периода, на который они создаются. Выделяют комиссии:

  • действующие на постоянном основании;
  • те, которые создаются на срок, пока проводятся колпереговоры.

К первому виду относятся:

  • российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений;
  • трехсторонние структуры регионального уровня, которые создаются согласно законодательным актам субъектов России;
  • территориальные трехсторонние структуры, основой для создания которых являются региональные законы о соцпартнерстве.

Ко второму виду относятся комиссии, действующие на локальном уровне и отраслевые комиссии, которые чаще всего бывают двухсторонними. Однако деятельность отраслевых комиссий может приобретать постоянный характер, если они не только принимают участие в заключение соглашения, но и осуществляют контроль над его реализацией.

Протокол комиссии

Проводятся заседания комиссии не реже одного раза каждые 3 месяца согласно утвержденному плану работы, который формируется ее секретариатом на основании предложений, полученных от входящих в состав структуры членов. В перерывах между заседаниями используется такая форма работы, как консультации.

Допускается создание при комиссии рабочих групп, проведение заседаний которых также регламентируется планом работы, и результаты которых оформляются соответствующими протоколами. Данные протоколы подписывают руководители рабочих групп. В состав рабочих групп могут включаться эксперты и консультанты, которые не являются членами комиссии.

Любая сторона имеет полномочия для внесения предложения о проведении внеочередного заседания, результаты которого фиксируются в протоколе, и протокольные решения которого являются обязательными для выполнения.

Ответственным за ведение протоколов является секретарь комиссии. Кроме секретаря протоколы также подписываются координатором, который председательствует на заседаниях.

Материалы, которые необходимы секретарю для оформления протокола направляются ему выступающими или членами соответствующей комиссии.

Члены также наделены правом вносить коррективы и дополнения в протоколы и протокольные решения, подготовленные секретариатом.

Положения о функционировании комиссии по регулированию социально трудовых отношений являются документацией, определяющей правовое поле для основания комиссии, а также ее функционирования в области урегулирования СТО. Положение содержит следующие разделы:

  • способ и порядок формирования комиссии;
  • права и обязанности структуры и ее членов;
  • ее цели и задачи;
  • порядок, согласно которому принимаются решения по различным вопросам и др.

Функции трехсторонней комиссии по регулированию СТО

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений была создана как многофункциональный орган, который должен:

  • вести переговоры и готовить драфт генерального соглашения между объединениями общероссийского значения профсоюзов и работодателей и российским Правительством;
  • проводить консультации, темой которых является разработка проектов законодательных актов федерального значения и прочих нормативных документов в области социально-трудовых отношений, программ федерального значения в сфере труда, занятости, перемещения рабочей силы, соцобеспечения;
  • согласовывать и координировать позиции каждой из сторон по ключевым направлениям соцполитики.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/komissiya-po-regulirovaniyu-socialno-trudovyh-otnoshenij.html

Протокол заседания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Правительство Хабаровского краяХабаровское краевое объединение организаций профсоюзовРегиональное объединение работодателей “Союз работодателей

Хабаровского края”

ТРЁХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮСОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель

Председателя Правительства края по экономическим вопросам, координатор комиссии
 

 

ПРОТОКОЛ

заседания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
 

07 апреля 2011 года                                                                                     № 1

г. Хабаровск ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Апанасенко Г.В. – первый заместитель Председателя       Правительства края по экономическим вопросам, координатор комиссии ПРИСУТСТВОВАЛИ: Приложение 1      1. «О выполнении плана работы комиссии за 2010 год и утверждении плана работы на 2011 год»   

Ратушная Л.С.

     РЕШИЛИ:

     1.1. Принять к сведению информацию Ратушной Л.С. о выполнении плана работы комиссии за 2010 год.

     1.2. Отметить, что план работы трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – комиссия) на 2010 год выполнен в установленные сроки в полном объеме.

     Всего в 2010 году проведено 6 заседаний комиссии, на которых рассмотрено 16 вопросов (в 2009 году состоялось 4 заседания, принято 11 решений), в том числе:

     об организации оздоровительной кампании детей;

     о выполнении мероприятий по содействию занятости населения края, в том числе молодёжи в условиях кризиса;

     о результатах введения новых систем оплаты труда по итогам I полугодия 2010 года и мерах по обеспечению повышения в 2010-2011 годах уровня реального содержания заработной платы в учреждениях социальной сферы;

     об эффективности использования санаторно-курортных учреждений края по профилактике профзаболеваний работающего населения;

     об итогах краевого этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в 2010 году;

     о выполнении Соглашения между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края на 2009-2010 годы по итогам 2009 года и другие вопросы.

     1.3.

Утвердить план работы комиссии на 2011 год, составленный с учетом предложений сторон социального партнерства и направленный на реализацию Соглашения между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края на 2011-2013 годы в сфере развития экономики, содействия занятости населения, совершенствования оплаты труда, обеспечения условий и охраны труда (Приложение 2).

     1.4. Сторонам комиссии обеспечить своевременную и качественную подготовку вопросов для рассмотрения на заседании комиссии в соответствии с планом работы на 2011 год.

     2. «О секретариате трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений  на 2011 – 2013 годы»

Телушкина Е.Н.
 

     РЕШИЛИ:

     2.1. Руководствуясь статьей 10 Закона Хабаровского края от 31.03.1999 № 114 «О социальном партнерстве в сфере труда» и статьей 11 Регламента трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на основании предложений координаторов сторон утвердить состав секретариата комиссии на 2011-2013 годы в количестве трех человек:

     Ратушная Любовь Сергеевна – и.о. начальника управления труда министерства социальной защиты населения края, ответственный секретарь комиссии;

     Азарёнок Михаил Андреевич – заместитель генерального директора Исполнительной дирекции Регионального объединения работодателей «Союз работодателей Хабаровского края»;

     Чечелев Борис Егорович – главный специалист отдела правовой и социальной защиты аппарата Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов.

     3. «О формировании и утверждении списков трудовых арбитров и посредников в Хабаровском крае»

Ершова Н.М.

     РЕШИЛИ:

     3.1. Принять к сведению информацию Ершовой Н.М. о формировании и утверждении списков трудовых арбитров и посредников в крае.

     3.2. Отметить, что концепция правового регулирования коллективных трудовых споров построена на стимулировании сторон для поиска компромиссных решений. В связи с этим важная роль отводится примирительным процедурам.

     В соответствии со ст. 401 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) порядок разрешения коллективных трудовых споров состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

     Каждая из сторон коллективного трудового спора имеет право обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора, за рекомендацией кандидатуры посредника, а также по вопросу создания трудового арбитража. Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в Хабаровском крае – комитет по труду и занятости населения Правительства края).

     В соответствии со статьей 407 ТК РФ Роструд:

     – производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

     – содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;

     – ведет базу данных по учету трудовых арбитров;

     – организует подготовку трудовых арбитров.

     Органы исполнительной власти субъектов Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

     – проводят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров (за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй статьи 407 Трудового кодекса Российской Федерации);

     – содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

     3.3. В Хабаровском крае имеется практика урегулирования коллективного трудового спора в ОАО «КнААПО» в 2008 году. В настоящее время зарегистрирован коллективный трудовой спор в МУП г. Хабаровска «ХПАТП-1».

     Постановлением Правительства Хабаровского края от 10 декабря 2008 г.

№ 288-пр по согласованию с Хабаровским  краевым объединением организаций профсоюзов утвержден Региональный перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовок работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей Хабаровского края по отдельным видам экономической деятельности.

     3.4. Руководствуясь статьями 403, 404 и 407 ТК РФ, в целях развития социального партнерства и оказания содействия в урегулировании коллективных трудовых споров, на основании предложений сторон социального партнерства утвердить:

     3.4.1. Список трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров в Хабаровском крае (Приложение 3).

     3.4.2. Список посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров в Хабаровском крае (Приложение 4).

     3.5. Направить сведения о трудовых арбитрах в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) для внесения в базу данных по учету трудовых арбитров Хабаровского края.

     4. «О проведении краевого этапа всероссийского конкурса «Рос-сийская организация высокой социальной эффективности» в 2011 году»

Ратушная Л.С.

     РЕШИЛИ:

     4.1. Принять к сведению информацию Ратушной Л.С. о проведении краевого этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в 2011 году.

     4.2. Отметить, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 марта 2009 года  № 265-р, начиная с 2010 года всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности» проводится в два этапа: первый – на региональном уровне, второй – на федеральном.

Источник: https://kcsonbikin.mszn27.ru/node/1607

Комиссии по регулированию трудовых отношений

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
   Для обеспечения регулирования социально – трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля выполнения коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.    Надо различать представителей работников и работодателей, названных в законе и обладающих правом принимать окончательные решения и подписывать от имени соответствующей стороны заключенный коллективный договор, соглашение, и лиц, направленных для участия в той или иной комиссии. Последние наделяются полномочиями по усмотрению законных представителей. Представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления входят в состав комиссий в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством или соглашением сторон.    Комиссии могут действовать как на временной, так и на постоянной основе в зависимости от усмотрения сторон.

   Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально – трудовых отношений (РТК) и региональные трехсторонние комиссии являются постоянно действующими, отраслевые комиссии по ведению коллективных переговоров и комиссии, создаваемые на уровне организации, обычно образуются на период ведения коллективных переговоров.

   На федеральном уровне деятельность постоянно действующей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Члены Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений являются:    – представители общероссийских объединений профсоюзов;    – представители общероссийских объединений работодателей;    – представители Правительства Российской Федерации.    Участие в ее работе иных представителей работодателей не предусмотрено.

Общее количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.    Российская трехсторонняя комиссия создается как многофункциональный орган.

К ее задачам отнесены не только ведение коллективных переговоров и подготовка генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительства РФ, но и проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально – трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения; согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики. Порядок работы Комиссии определяется Регламентом.    В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально – трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. Их деятельность фактически смоделирована с деятельности Российской трехсторонней комиссии на постоянной основе.    На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально – трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. Как правило, они также являются постоянно действующими органами. Территориальные комиссии обычно создаются на региональном (городском) уровне из представителей органов местного самоуправления района (города), территориальных объединений профессиональных союзов и объединений работодателей.    На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ. На федеральном уровне в состав таких комиссий входят представители соответствующих объединений работодателей, иные представители работодателей, действующих в отрасли (отраслях) профсоюзов и их объединений, представители Минздрава России (Минздравсоцразвития РФ). Отраслевые комиссии могут создаваться как на двухсторонней, так и на трехсторонней основе, т.е. с участием соответствующих органов исполнительной власти. Однако соглашение заключается представителями работников и работодателей (ст. 45 ТК), органы исполнительной власти не принимают на себя дополнительных обязательств.    Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов самоуправления сторон соглашения (финансовых органов).

   На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. Комиссия создается на равноправной основе из представителей работодателя и работников. Руководитель организации по своему усмотрению определяет конкретные кандидатуры и полномочия должностных лиц, которых он направляет в комиссию по ведению коллективных переговоров. Лица, представляющие интересы работников: избираются первичной профсоюзной организацией, либо на общем собрании тайным анием избирается иной представитель работников (представительный орган) (ст. ст. 29-31 ТК). Создание комиссии целесообразно оформить совместным решением сторон, поскольку с момента ее создания лицам, участвующим в коллективных переговорах, предоставляются специальные гарантии (ст. 39 ТК).

и реализации государственной политики в сфере охраны труда

   В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально – трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально – трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, – соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально – экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере охраны труда в порядке, установленном ТК РФ, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями (ст. 35.1 ТК).    Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально – трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

   Решения соответствующих комиссий по регулированию социально – трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Источник: http://dvkuot.ru/index.php/tk/399-reg

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.