+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Защита прав налогоплательщиков

Содержание

Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Защита прав налогоплательщиков
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налогоплательщики » Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Права, которые налогоплательщикам гарантирует законодательство, распространяются и на плательщиков сборов.

В понятие защиты прав налогоплательщиков входит правовая возможность реализации системы законодательных гарантий, (положений Конституции и других НПА РФ), которые нацелены на обеспечение прав граждан, выступающих в качестве субъектов налоговых отношений.

На практике такая защита является правом налогоплательщика, реализованного в случае, если нужно обратиться в гос. органы, с целью исследования обоснованности действий, налоговых органов, ставших результатом налоговых споров.

Ситуация, ставшая последствием разногласий плательщика и налоговой о правильности применения норм, регулирующих налоговые отношения, в данном случае, может быть разрешена путем обжалования издаваемых решений налоговым органом, в вышестоящую налоговую и в суд.

Изначально неравное правовое положение сторон налоговых отношений (налогоплательщика и налогового органа) уравнивается закрепленной в НПА РФ возможностью защищать права налогоплательщиков.

Положения ст. 22 НК России определяют возможность обеспечения прав налогоплательщика, а также устанавливают срок, в течение которого может быть реализовано право на защиту.

Виды защиты прав и интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Исходя из положений статьи 137 НК РФ налогоплательщик, и налоговый агент имеет право обжаловать:

  • ненормативные акты, которые издает налоговая;
  • действия, которые совершили ее должностные лица;
  • бездействие должностных лиц налоговой;
  • налогоплательщик, также может обжаловать действия должностных лиц налоговой во время налоговой проверки.

Законодательство не исключает возможность и других видов защиты прав налогоплательщиков.

Способы защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

НПА РФ, в зависимости от различий, которые определены материальными нормами и процессуальным порядком, устанавливают такие способы защиты прав налогоплательщиков:

  • административный;
  • судебный.

Закон также не запрещает самозащиту прав и президентский способ, в случаях, когда обжалуются решения Федеральной службы по вопросам финансовых рынков.

В случае применения административного способа защиты, либо восстановления нарушенного права, обращаться нужно к вышестоящему органу по отношению к тому, который принял незаконное решение, либо выполнял незаконные действия.

Также защита прав налогоплательщиков в административном порядке не исключает возможность последующего обращения за урегулированием этого же спора и защиты своих интересов в судебные органы.

При применении судебного порядка обжалования необходимо соблюдать два условия:

1. Обжалуемый ненормативный акт, или действия налоговой, должны, исходя из понимания заявителя, нарушать его права.

2. Все НПА, которые принимаются налоговым органом, нужно обжаловать в порядке, который устанавливает не НК РФ, а другое Федеральное законодательство.

Обжаловать можно и решения вышестоящей налоговой, касаемо вопросов рассмотрения заявлений, по жалобе на неправомерность действий или акты нижестоящих налоговых.

Нельзя обжаловать в административном и судебном порядке акты, фиксирующие налоговую проверку, поскольку такой документ не содержит какого-либо обязательного предписания, для его выполнения налогоплательщиком, влекущего юридические последствия.

В налоговом праве применение административного порядка обжалования не является досудебной процедурой, поскольку не исключает возможность одновременной подачи жалобы в суд.

Административный порядок обжалования предполагает, что жалоба должна подаваться письменно и в установленный налоговыми нормами срок. В том случае если налогоплательщик отзывает свою жалобу в вышестоящую налоговую, он не сможет повторно ее подать в ту же налоговую.

Когда применяется судебная защита прав налогоплательщиков заявитель должен обращаться с иском в компетентный суд.

Способ защиты предполагает:

  • конституционное обращение;
  • признание судом закона субъекта РФ, противоречащим ФЗ;
  • признание арбитражным либо общим судом нормативного или ненормативного акта налоговой незаконным, если изданный документ противоречит закону, либо нарушает права налогоплательщика;
  • отмена недействительного нормативного либо ненормативного акта налоговой, по тем же основаниям;
  • принуждение налогового органа к исполнению установленных законом обязанностей, если от их исполнения этот орган уклоняется и т. д.

Вышеуказанные способы судебной защиты являются одновременно и предметом исковых требований.

Порядок защиты прав и интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Право обжаловать решения или действия налоговой можно в порядке ГПК или АПК России, либо в административном порядке, (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Это право является одним из важнейших в системе законодательства РФ, и обеспечивает возможность реализовать порядок защиты прав налогоплательщиков, прописанный в законах.

Порядок и условия, для реализации административного способа защиты, устанавливает раздел VII НК РФ.

Также обеспечению гарантии установления общего порядка и условий на судебную защиту прав налогоплательщиков посвящены положения ст. 46 Конституции РФ, а также нормы закона РФ об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

  Более конкретно вышеуказанные положения отражены в  ГПК, если налогоплательщик, является физлицом. Арбитражно-процессуальное законодательство устанавливает порядок обжалования, когда заявителем является плательщик либо индивидуальный предприниматель.

Необходимо также знать, что порядок и все вышеописанные условия, гарантирующие защиту прав и законных интересов налогоплательщику, исходя из положений абз. 2 п. 2 ст. 24 Налогового кодекса РФ распространяют свое действие, в том числе и на налоговых агентов.

Гарантии защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Материально-правовую гарантию, которая законодательно обеспечивает возможность реализации права налогоплательщика, прописанного в налоговом законодательстве РФ, закрепляют и прописанные в НК России обязанности, которые касаются должностных лиц налоговых, а также других уполномоченных органов. Также гарантия обеспечения охраняемых прав граждан установлена положениями ст. 18 Конституции России.

В случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения установленных обязанностей налоговой, или нарушения ее действиями прав налогоплательщиков, закрепленных в НК и других НПА России, налогоплательщик может реализовать право в порядке, который устанавливает ГПК и АПК России на судебную и административную защиту.

Также дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков обеспечивает обязанность, установленная НК России для вышестоящего налогового органа, на рассмотрение жалобы налогоплательщика при обжаловании действий нижестоящей налоговой.

Реализуя гарантии, установленные законодательством на самозащиту, налогоплательщиками была создана федерация защиты прав налогоплательщиков, которая представляет собой группу компаний, обеспечивающую ее участников информацией о судебной административной и деловой практике, относительно налогообложения.

Ответственность за неисполнение обязанностей по защите прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

В ракурсе применения ответственности к налоговым органам за неисполнение их обязанностей, необходимо указать на существующую взаимосвязь ст. 22 НК РФ с положениями статьи 35 НК РФ. Согласно правил, прописанных в этих нормах, налоговая несет прямую ответственность за все причиненные налогоплательщику убытки, которые стали последствием ее действий (решений).

Довольно часто встречаются доводы налогового органа о том, что налоговое законодательство не содержит норм, которые обязывают их возмещать расходы налогоплательщикам, возникшие в связи с обжалованием актов налоговых органов. Такие доводы в апелляционном порядке признаны Определением ВАС РФ   от 18 марта 2010 года N ВАС-2739/10 несостоятельными.

Напротив, положениями пункта 2 статьи 103 НК РФ установлено, что причиненные налогоплательщику убытки, включая упущенную выгоду, за счет федерального бюджета должны быть возмещены в полном объеме. Зачастую содействие и помощь в предоставлении актуальной судебной практики, на которую можно ориентироваться по возмещению убытков, оказывает федерация защиты прав налогоплательщиков

Также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 11 2009 года N А68-80/09-18/17 подтверждает общие положения законодательства о налогах и сборах, которые обязывает в случае нанесения убытков налоговым органом налогоплательщику возмещать последнему убытки, а также понесенные им расходы.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/nalogoplatelshhiki/obespechenie-i-zashhita-prav-nalogoplatelshhikov-platelshhikov-sborov.html

Защита прав и законных интересов налогоплательщиков

Защита прав налогоплательщиков

Практика споров с налоговой за последнее время показывает, что налогоплательщики и должностные лица соответствующих инстанций находятся не в равных положениях.

Последние обладают большими полномочиями и возможностями, чем довольно часто и пользуются.

Однако законодательство Российской Федерации предусмотрительно содержит в себе статью 22 Налогового кодекса и ряд других положений, позволяющих плательщикам сборов и налогов защищать свои права в различных порядках.

Данная статья определяет не только наличие ответственности за неправомерные действия налоговой, но и порядок действий для обжалования её решений. Это, своего рода, руководство к действию, если права физического лица были нарушены. Далее мы рассмотрим ключевые моменты статьи и сопутствующих норм, которые помогут отстоять свою правоту при возникновении конфликтных ситуаций.

Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) – главные тезисы

Прежде чем углубиться в юридический аспект, определим случаи, в которых налогоплательщик может применить положения из статьи 22 НК РФ:

  1. Решения налогового органа по субъективному мнению физического или юридического лица нарушают его права и приводят к нанесению ущерба.
  2. Действия должностных лиц неправомерны и влекут за собой негативные последствия для налогоплательщика.

В обеих ситуациях можно рассчитывать на законную защиту прав, гарантируемую, как отдельными положениями из налогового кодекса, так и Конституцией Российской Федерации.

Виды защиты прав налогоплательщика: разнообразные сценарии

Итак, если со стороны плательщика налогов было зафиксировано нарушение или принято незаконное решение должностными лицами, он может пойти двумя путями – обратиться в суд соответствующей инстанции с целью обжаловать действия налогового органа, либо разобраться в административном порядке.

Защита прав административным путём

Данный вариант можно частично сравнить с досудебным разбирательством, однако таковым оно не является, так как не исключает дальнейшей подачи жалобы в суд. Принцип мероприятия базируется на взаимодействии с вышестоящим налоговым органом.

Как правило, это ФНС, которой подчиняются территориальные подразделения. После фиксации нарушения соответствующее заявление подаётся в эту инстанцию с целью рассмотрения и обнаружения ошибок в действии подчинённых.

ФНС, в свою очередь, имеет полномочия для дисциплинарных и материальных взысканий, накладываемых на нижестоящие инстанции.

Однако, как показывает практика, крайне редко руководство идёт на жёсткие меры и, зачастую, отказывает заявителю в законных правах.

Ещё менее вероятно, что налоговая возместит убытки, возникшие в результате действий своих сотрудников. Таким образом, обеспечение и защита прав налогоплательщиков становится юрисдикцией судебных структур.

Судебное разбирательство

Напомним, что даже после неудачной попытки разобраться с правонарушителем в административном порядке налогоплательщик имеет полное право выбрать суд соответствующей компетенции и направить в него жалобу, либо иск. Сегодня вопросами физических лиц занимаются следующие инстанции:

  • Конституционный суд;
  • Арбитражные суды;
  • Суды общей направленности.

Как правило, в арбитражный суд дело направляется, если есть материальная составляющая – убытки фирмы, незаконно наложенные штрафные санкции, неправильно насчитанные пени и т.д.

Конституционный суд имеет более обширные сферы распространения и может рассматривать вопросы, как юридических, так и физических лиц. Причём, по действующей иерархии он находится на верхней позиции и может отменить решение всех нижестоящих инстанций.

Значительную долю дел из судебной практики берут на себя общие суды территориальной принадлежности.

ВАЖНО: В каждом отдельном случае действуют чётко установленные сроки подачи жалоб и заявлений. Это касается, как административного процесса защиты прав, так и судебного. Если в них не вложиться, оснований для рассмотрения дела у соответствующих инстанций не будет, а заявление останется без внимания.

Степени ответственности должностных лиц при нарушении прав налогоплательщиков

Не менее важный вопрос касается наказаний, на которые могут рассчитывать лица, чьи права нарушены. В зависимости от тяжести совершённого правонарушения, должностное лицо, несущее ответственность за него, может попасть под:

  • материальные;
  • дисциплинарные;
  • административные;
  • уголовные санкции.

Если дело касается неправильного расчёта налогового бремени, которое повлекло за собой повышенные начисления и расходы субъекта финансово-хозяйственной деятельности, руководство налогового должно взять на себя обязательства по устранению нанесённого ущерба из Федерального фонда. Любые заявления о том, что в 22 статьей НК РФ нет указаний на данные требования, являются неправомерными, и если дело дойдёт до суда, заявитель с лёгкостью докажет свою правоту, так как существует несколько прецедентов на данную тему.

https://www.youtube.com/watch?v=sHtHaBZq0eA

Выговор или предупреждение в письменной форме также является одним из методов пресечения
и защиты прав налогоплательщика. Уголовная ответственность наступает в случае умышленных действий, направленных на извлечение выгоды с последующим причинением материальных убытков заявителю. При этом умышленность должна быть доказана.

Гарантии прав налогоплательщиков (плательщиков сбора, налоговых агентов) при проведении выездной налоговой проверки

Интересно, что ст. 22 НК РФ подразумевает распространение её положений не только на действия должностных лиц в пределах территориального или центрального налогового органа, но и при инициировании выездных проверок. Знание своих прав и обязанностей инспектора, осуществляющего ревизию, позволит избежать правонарушений и показать свою осведомлённость в данных вопросах.

Если же правонарушение наступило, налогоплательщик, равно как и плательщики различных государственных взносов, в общем порядке могут указать на это вышестоящим инстанциям, включая ФНС или суд.

Если факт нарушения прав будет доказан, дальнейшие решения и действия проверяющих признают незаконными, в результате чего взыскания и штрафы отменяются, а нарушителям назначаются меры наказания, соразмерные допущенным ошибкам.

Самостоятельная защита прав налогоплательщика

Помимо вышеописанных методов защиты существует ещё один, предусмотренный действующим законодательством. Это самостоятельное принятие мер, направленных на устранение ущерба от неправомерных действий должностных лиц.

Однако стоит помнить, что подобные действия строго оцениваются на предмет сообразности допущенным или потенциальным нарушениям. Если в процессе дальнейшего разбирательства выяснится, что меры противодействия превышают возможный ущерб, они будут признаны незаконными, и ответственность за это понесёт уже сам налогоплательщик.

Каждому гражданину, будь то наёмный работник, предприниматель или учредитель юридического лица, необходимо помнить о своих правах и обязанностях. Даже налоговые органы, имеющие широкий набор возможностей для контроля и взаимодействия с гражданами, может быть наказан вышестоящими инстанциями, а все убытки, нанесённые ими, будут возмещены в полном размере.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/zashhita-prav-i-zakonnyx-interesov-nalogoplatelshhikov/

Способы защиты прав налогоплательщиков

Защита прав налогоплательщиков

Способы защиты прав налогоплательщиков — это совокупность шагов, которые любой гражданин может предпринять для защиты своих законных прав. Расскажем, какие способы и формы защиты есть у налогоплательщиков. Рассмотрим каждый соответствующий компонент. Поговорим и об ответственности налогоплательщиков за соответствующие правонарушения.

По ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, каждый может защищать свои права любыми способами, которые законодательство не запрещает. Налогоплательщикам гарантируется три способа защиты их прав:

  • административный (в целом регулируется гл. 19, 20 НК, в рамках данной статьи будут рассмотрены частично);
  • судебный (гл. 21, 22 КАС и гл. 24 АПК, аналогично предыдущему пункту, будут освещены не полностью);
  • самозащита, предусмотрена п. 11 ст. 21 НК.

Перечисленные защитные способы гарантируются актуальным НК РФ. Теперь подробнее о каждом из них.

Административный способ защиты прав налогоплательщиков

Защита прав налогоплательщиков в административном порядке происходит в режиме гл. 19 и 20 НК. В рамках административной защиты обжалуются:

  • ненормативные акты налоговых органов (влияют на конкретных лиц, скажем, требование об уплате налога или пеней);
  • действия (бездействие) должностных лиц этих органов, которыми, по мнению налогоплательщика, нарушены его права.

Такое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе.

Виды жалоб:

  • жалоба в вышестоящий налоговый орган (ВНО) — оспаривают вступившие в силу ненормативные акты налоговиков, действия (бездействия) соответствующих должностных лиц;
  • апелляционная жалоба — когда оспаривают не вступившее в силу решение фискальщиков об ответственности за налоговое правонарушение или отказ в этом, которые вынесены в режиме ст. 101 НК, когда лицо считает, что таким образом нарушают его права.

Решение по жалобам ВНО принимают в течение месяца с момента ее поступления, при необходимости его продлевает. По иным жалобам подобный срок — 15 дней, также может быть продлен. Если в указанные сроки на претензию не отреагировали, ее можно обжаловать в суд. Итоги рассмотрения жалоб перечислены в п. 3 ст. 140 НК.

Решения фискальщиков, действия (бездействие) их сотрудников могут обжаловаться в суде лишь после их административного оспаривания. Исключениями, с которыми можно отправляться сразу в суд, будут:

  • реакции ВНО на жалобы, включая апелляционные, причем и их можно обжаловать в вышестоящем органе;
  • акты ФНС, поступки (их отсутствие) ее сотрудников — с ними спорят только через судопроизводство.

Обжалование акта или действия в ВНО не приостанавливает их. По заявлению обжалователя приостановка (до принятия решения по претензии) возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом.

Соответствующее заявление подается одновременно с жалобой и банковской гарантией, по которой банк обязуется внести обязательный платеж по спорному решению. Банковская гарантия должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК.

Как подать жалобу

Жалобу в ВНО подают через орган, принявший, совершивший спорное решение (действие). Передается петиция со всеми материалами в течение трех дней со времени ее поступления.

Получив претензию орган, нарушивший права налогоплательщика, обязательно принимает меры, устраняющие такое нарушение.

Если его получилось устранить, об этом сообщается в ВНО (с приложением подтверждающих документов, если они есть) в течение трех дней с момента устранения.

На указанные действия у пострадавшего лица есть год со дня, когда ему стало известно о нарушении прав. В тот же срок (с даты вынесения спорного решения) опротестовывается вступившее в силу решение об ответственности за налоговое правонарушение, которые не оспаривались через апелляцию.

Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения претензий (апелляции в том числе) ВНО.

Пропущенное по уважительной причине время обжалования восстанавливается ходатайством в ВНО.

жалобы

Жалоба содержит:

  1. Ф.И.О. жалующегося физлица, его место жительства либо наименование и адрес, когда жалуется юридическое лицо.
  2. Оспариваемые ненормативный акт налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц.
  3. Наименование органа, который нарушил права налогоплательщика.
  4. Причины, по которым лицо считает, что его права нарушены.
  5. Требования обращающегося.
  6. Вариант получения результата рассмотрения (бумажный или электронный).

Также в ней можно указать телефонные, факсовые номера, адреса электронной почты, а также другую необходимую для рассмотрения информацию. К жалобе прикладывают соответствующую доверенность, когда ее подает представитель, а также документы, которые подтверждают доводы налогоплательщика.

Как подать апелляцию

Апелляцию на решение об ответственности за налоговое правонарушение (либо отказ в этом) подают через вынесший его орган, после чего она со всеми материалами в течение трех дней направляется в ВНО. Она подается до дня, когда обжалуемое решение вступит в силу.

Не апеллируются решения ФНС об ответственности за налоговое правонарушение и отказ в этом.

Претензии, включая апелляцию, подают письменно с подписью жалующегося или его представителя либо электронно, через Интернет, личный кабинет налогоплательщика.

Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков

При оспаривании актов налоговиков, касающиеся отдельных лиц, действия (бездействие) их должностных лиц, через судопроизводство (за исключениями, отмеченными выше, которые сразу обжалуют в суд) промежутки для обращения к правосудию исчисляют с даты, когда лицо узнало о решении ВНО по соответствующей жалобе, или со дня, когда прошли сроки, указанные в п. 6 ст. 140 НК.

Административные иски подают в суд, согласно гл. 2 КАС. Требования к ним установлены ст. 220 КАС.

Арбитражное производство происходит в режиме раздела II АПК, с учетом специфики гл. 24.

Самозащита для налогоплательщиков

Этот способ защиты заключается в том, что налогоплательщик может не выполнять требования налоговых и иных уполномоченных органов (их должностных лиц), не соответствующие закону. Правда, применять на практике данную защиту нужно с осторожностью, поскольку далеко не все могут самостоятельно определить, что является нарушением закона, а что — нет.

Защитить налоговые права можно также и через органы прокуратуры, которые надзирают за правильностью применения законодательства, включая налоговое.

Формы защиты прав налогоплательщиков

Формы защиты прав бывают юрисдикционными (административная плюс судебная) и неюрисдикционными, принудительными. Благодаря им, спор разрешается усилиями его участников. В число последних входят:

  • совокупное сравнение налоговых платежей (ст. 45, 78 НК);
  • письменные возражения касательно акта проверки в течение месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК);
  • предложение о добровольной уплате штрафа налогоплательщику до обращения в суд фискальщиками (п. 1 ст. 104 НК).

Ответственность и защита прав налогоплательщиков

За налоговые правонарушения отвечают юридические и физические лица, а также ИП в случаях, обозначенных НК РФ. К налогоплательщикам, не исполняющим своих обязанностей, применяют меры государственного принуждения. Это могут быть штрафы:

  • в твердой сумме: 200 000–500 000 рублей;
  • в процентах: 0,2–100 % от конкретных сумм за налоговые правонарушения (гл. 16, 18 НК);
  • способы принудительного взыскания налоговых недоимок: ст. 46–48 НК.

Другой вариант — обеспечительные меры из гл. 11 НК (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия).

Налоговая ответственность для физлиц возможна с шестнадцати лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, — три года (с момента совершения нарушения).

Противоправные деяния в области налогообложения могут также привести к уголовной (ст. 198–199.2 УК РФ) либо административной (ст. 15.7 КоАП), а также дисциплинарной (ст. 192 ТК) ответственности. Последняя разновидность ответственности накладывается приказом работодателя, например, на бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность.

Источник: http://ppt.ru/art/nalog/prava-platelschika

Правовое регулирование защиты прав налогоплательщиков

Защита прав налогоплательщиков

Введение

Глава 1. Права налогоплательщиков: понятие, виды

1.1. Классификация прав налогоплательщиков

1.2. Право налогоплательщика на самозащиту

Глава 2. Досудебное урегулирование налоговых споров

2.1. Административный порядок защиты прав налогоплательщиков

2.2. Проблемы регулирования административного порядка защиты и правовые позиции по ним высших судов

Глава 3. Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков

3.1 Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ

3.2. Защита прав налогоплательщиков в Верховном Суде РФ и арбитражных судах РФ

Заключение

Библиографический список

Введение

Защита прав налогоплательщиков, несомненно, является одним из важнейших институтов налогового права. Многолетняя практика показала, что правовое регулирование данного института имеет немало проблем, что в первую очередь подтверждается правовыми позициями высших судов: Конституционного, Верховного и ныне упразднённого Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В настоящий момент правовое регулирование защиты прав налогоплательщиков находится на стадии развития и реформирования, что подтверждается, например, введением обязательного административного порядка урегулирования налоговых споров практически во всех случаях в новой редакции Налогового Кодекса РФ и иными изменениями.

Также можно отметить Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров на 2013 – 2021 годы, принятую ФНС России в 2013 году, что опять же подтверждает прохождение рассматриваемым институтом в РФ этапа развития.

Значительные изменения, касающиеся данного института, произошли в течении последних 2-3 лет и, с одной стороны, накопившиеся за это время материалы практики позволяют сделать определённые выводы об эффективности новелл в законодательстве, и, с другой стороны, рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.

Напротив, некоторые изменения вступили в силу в течении последних месяцев и пока ещё не подкреплены судебной практикой, однако в данном свете их рассмотрение представляется более актуальным в связи с отсутствием каких-либо исследований на момент написания данной работы.

Целью исследования является комплексное изучение действующего законодательства и правоприменительной практики в области защиты прав налогоплательщиков, в том числе с целью выработки практических рекомендаций для налогоплательщиков по защите их прав и нахождения проблем и недостатков современного законодательства в данного области.

Задачи исследования: изучить законодательство о налогах и сборах, касающееся защиты прав налогоплательщиков; изучить правоприменительную практику и позиции высших судов; определить основные способы защиты прав налогоплательщика и охарактеризовать их; выявить и проанализировать существующие проблемы и пробелы в праве; предложить решение выявленных проблем и проанализировать решения, предложенные специалистами в данной области, а также разработать иные пути совершенствования законодательства.

Объектом исследования являются государственно-правовые гарантии, направленные на обеспечение защиты прав налогоплательщиков.

Предметом исследования являются нормы законодательства о налогах и сборах, регулирующие способы защиты налогоплательщиком его прав, а также практика реализации данных норм.

В теоретической базе исследования можно, прежде всего, выделить работы отечественных правоведов в области налогового права, как К.С. Бельского, Д.В. Тютина, А.Б. Зеленцова, авторов исследований, касающихся конкретно административного порядка защиты – Д.Н. Бахраха, С.Ю. Корзуна, А.И. Бабкина и др.; О.И. Долгополова, А.Я.

Курбатова и др. Кроме того, в процессе исследования использовалась работа «Local and regional tax administration in transition countries» (Mihaly Hogue) для рассмотрения изучаемого института в США и Европе, а также «Legal Remedies in European Tax Law», в которой Д.

Винницкий рассматривал проблемы регулирования в области защиты прав налогоплательщиков в РФ.

Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция РФ, НК РФ, АПК РФ, КАС РФ, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иные федеральные законы, Постановления Правительства РФ и ГД СФ РФ.

Кроме того, важную роль играют Разъяснения ФНС России, имеющие нормативный характер, Письма, Информация, Рекомендации ФНС России и Минфина.

Эмпирическая база: Постановления и Определения Конституционного Суда РФ, Постановления Пленума и Президиума ВАС РФ и ВС РФ, Определения ВАС РФ, ВС РФ, Постановления арбитражных судов.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, такие как системный метод, анализ, синтез, аналогия, обобщение и функциональный метод.

Также мы прибегаем к частноправовым методам, таким как формально-юридический метод, конкретно-социологический, системно-структурный, историко-правовой.

Данные методы помогают в описании, классифицировании и систематизации правовых феноменов, исследовании их внутренних и внешних форм и т.д.

Научная новизна данной работы определяется, прежде всего, комплексным исследованием новелл законодательства в области защиты прав налогоплательщиков в сочетании с действовавшим ранее законодательством и практикой их применения судами.

Кроме того, исследование направлено на изучение всех основных способов защиты прав налогоплательщика, их правового регулирования и правоприменительной практики, что позволяет наиболее полно рассмотреть данный институт, тогда как большинство исследователей в своих работах охватывает более узкий предмет исследования.

Такой широкий предмет исследования позволяет также охватить практически весь круг проблем, имеющихся в правовом регулировании данного института, что актуально при определении путей совершенствования законодательства.

Данная ВКР состоит из трёх глав, каждая из которых делится на три параграфа, а также введения, заключения и списка использованных источников.

1.1 Классификация прав налогоплательщиков

При изучении механизмов защиты прав налогоплательщика чрезвычайно важно знать, какие права последнего могут быть нарушены, в связи с чем необходимо их подробное рассмотрение. В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ[1] налогоплательщиками и плательщиками сборов являются организации и физические лица, которые в соответствии с НК обязаны уплачивать налоги и (или) сборы.

Источник: http://help-stud.ru/diplom_nalogoplatelshiki.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.